Для оформления своих прав наследникам необходимо предоставить документ, бесспорно подтверждающий принадлежность умершему земельного участка, то есть свидетельство о праве собственности на землю либо свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения. Свидетельство должно отвечать всем требованиям законодательства, в частности, тебованиям статьи 45 Основ законодательства о нотариате. В свидетельстве должен быть указан наследодадель как собственник участка, дан точный адрес участка, указаны орган, выдавший это свидетельство, и основание его выдачи. В качестве правоустановливающего документа на земельный участок может быть также представлено свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы. Ранее такие документы могли быть выданы Регистрационной палатой, Городским бюро регистрации прав на недвижимость и др. Также необходимо нотариусу предоставить документы, на основании которых выдавались такие свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о праве на наследство, договора купли-продажи, дарения, мены, решения суда, договора о разделе наследственного имущества, брачного контракта и др. Следующий документ, который необходимо предоставить в наследственное дело, -кадастровый план земельного участка. Конечно, оформление его - дело долгое и дорогостоящее, но без него нотариус не сможет выдать вам свидетельство о праве на наследство. Далее, вам необходимо заказать и получить в Управлении Федеральной регистрационной службы либо выписку из Единого государственного реестра прав, при наличии ранее зарегистрированного права наследодателя, либо сообщение об отказе в предоставлении такой выписки из ЕГРП. Такой отказ совсем не страшен для наследников, он лишь подтверждает то, что хотя права самого наследодателя на земельный участок и не были зарегистрированы им при жизни, но и ничьи чужие права на этот участок также не зарегистрированы. Хуже, если бы наследник получил выписку из ЕГРП, подтверждающую права совсем неизвестного собственника на этот земельный участок. В ряде случаев нотариус может также попросить предоставить справку о нормативной цены земли, справку из налоговых органов об отсутствии задолженности по налогам на землю и другие документы. Жилой дом собственник мог приобрести по договорам купли-продажи, дарения, мены, мог получить дом в порядке наследования по закону или по завещанию. В таком случае договор или свидетельство о праве на наследство подлежали государственной регистрации. До создания регистрирующих органов (Регистрационной палаты, а позднее - Федеральной регистрационной службы) , до введения в действие Закона о государственной регистрации вышеуказанные договорыв соответствии со
ст. 239 ГК 1964 года подлежали обязательной регистрации в исполнительных комитетах сельских советов. Невозможно также зарегистрировать право собственности наследодателя после его смерти. В таком случае нотариус должен будет отказать наследникам в выдаче свидетельства о праве на наследство, а наследникам придется обращаться в суд. В редких случаях в качестве документа, подтверждающего право собственности наследодателя на жилой дом, нотариус может принять в наследственное дело справку из Администрации сельского (поселкового) поселения о принадлежности жилого дома с выпиской из похозяйственной книги, с указанием лицевого счета и другими необходимыми сведения Вам следует обратиться в органы БТИ по месту нахождения жилого дома для получения технического паспорта на дом и справки с указанием технических характеристик (адрес, общая и жилая площадь, этажность и т. д. ) и инвентаризационной стоимости жилого дома. В данном случае Вам необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение.