Комментарий к ст 55.14 Градостроительного кодекса РФ. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.14]
1. Положения комментируемой статьи устанавливают особенности правового механизма рассмотрения обращений, жалоб на действия своих членов, поступающих в саморегулируемые организации в области градостроительной деятельности. Таковыми представляются:
- право саморегулируемой организации рассматривать жалобы на действия своих членов в месячный срок со дня их поступления, если законодательством РФ не установлен меньший срок;
- направление решения, принятого по результатам рассмотрения этой жалобы (обращения) лицу, их направившему;
- обязанность применения мер дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ст. 55.15 Кодекса, если в результате рассмотрения жалобы установлено нарушение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования;
- регламентация процедуры рассмотрения жалоб (обращений) документами саморегулируемой организации (см. ч. 1 ст. 55.5 Кодекса о правилах контроля в области саморегулирования и системе мер дисциплинарного воздействия);
- обязательное приглашение к участию на заседании соответствующего органа саморегулируемой организации при рассмотрении жалобы инициатора (заявителя) и ответчика (соответствующего члена саморегулируемой организации);
- обязанность саморегулируемой организацией уведомить Ростехнадзор при обнаружении фактов нарушения требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов особой категории согласно ч. 3 ст. 54 Кодекса или региональный орган государственного строительного надзора при обнаружении указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.
В ч. 1 комментируемой статьи установлено право саморегулируемой организации на рассмотрение поступившей жалобы (обращения) в месячный срок. При этом в соответствии с общими правилами саморегулирования жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации с порядке ч. 4 ст. 9 ФЗ о СРО служит основанием для проведения внеплановой проверки (о мерах контроля см. комментарий к ст. 55.13 Кодекса). Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ч. 5 ст. 19 ФЗ о СРО рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации.
Следует отметить, что направление решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы (обращения), реализует право инициатора (заявителя) на получение доступной необходимой информации (см. ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) и при несогласии с таким решением может послужить поводом к его обжалованию в судебном порядке либо к обращению с соответствующим заявлением о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса.2. В ч. 2 комментируемой статьи обозначена обязанность саморегулируемой организации применять меры дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ч. 1 ст. 55.15 Кодекса, если в результате рассмотрения жалобы установлено нарушение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.
Неисполнение этой обязанности, которое может быть выявлено, например, по заявлению инициатора жалобы, неудовлетворенного ее рассмотрением, в ходе внеплановой проверки Ростехнадзором в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса, может служить основанием к обращению последнего в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 ст. 55.19 Кодекса).3. Положения комментируемой части устанавливают, что регламентация процедуры рассмотрения жалоб (обращений) осуществляется документами саморегулируемой организации, т.е. правилами контроля в области саморегулирования и системой мер дисциплинарного воздействия (см. ч. 1 ст. 55.5 Кодекса), что соответствует общим правилам ч. 2 ст. 10 ФЗ о СРО, согласно которой процедура рассмотрения жалоб в отношении членов саморегулируемой организации, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
Например, специализированный орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Волгоградские строители" (далее - партнерство) мер дисциплинарного воздействия (далее - специализированный орган) создан решением совета Партнерства от 9 апреля 2009 года, протокол N 4. Согласно утвержденному Положению специализированный орган рассматривает:
- жалобы на действия членов партнерства;
- дела о нарушениях членами партнерства при осуществлении своей деятельности требований стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования.
Специализированный орган направляет в совет партнерства рекомендации о применении в отношении членов партнерства мер, предусмотренных положением о мерах дисциплинарного воздействия, применяемым в партнерстве. Специализированный орган вправе применять самостоятельно следующие меры дисциплинарного воздействия:
- вынесение предписания об обязательном устранении членом партнерства выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение члену партнерства предупреждения.
Решения специализированного органа принимаются простым большинством голосов его членов. Заседания специализированного органа проводятся по мере необходимости. Заседания специализированного органа созывает и проводит руководитель специализированного органа или - по его поручению - заместитель руководителя.4. В соответствии с нормами ч. 4 комментируемой статьи саморегулируемая организация должна обеспечить обязательное приглашение к участию на заседании соответствующего (дисциплинарного) органа при рассмотрении жалобы инициатора (заявителя) и ответчика (соответствующего члена саморегулируемой организации).
Отсутствие приглашения участвовать в рассмотрении жалобы ее инициатора может стать поводом к обжалованию решения по жалобе в судебном порядке либо к обращению с соответствующим заявлением о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса.5. Рассматриваемые нормы включают обязанность саморегулируемой организации уведомить Ростехнадзор при обнаружении фактов нарушения требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов особой категории согласно ч. 3 ст. 54 Кодекса или региональный орган государственного строительного надзора при обнаружении указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.
Так, например, согласно Правилам контроля в области саморегулирования в Региональном некоммерческом партнерстве "Содружество строителей Республики Татарстан" (п. 5.3) в случае обнаружения при проведении проверки факта нарушения членом партнерства требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства президент обязан уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в ч. 3 ст. 54 комментируемого Кодекса), или орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства).Приведем еще один пример. Правила контроля в области саморегулирования саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие" (утв. решением общего собрания членов СРО Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие", протокол от 11 марта 2011 г. N 01/0311) - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-членами партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, правила саморегулирования партнерства, требования стандартов партнерства, устав партнерства, положения и иные внутренние документы партнерства. В соответствии с положениями п. п. 4.1, 4.1.2 Правил контроля в области саморегулирования одним из оснований для проведения внеплановой проверки деятельности членов партнерства является получение партнерством информации (жалоб, заявлений, уведомлений) от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, иных лиц о фактах нарушения членом партнерства технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования, в том числе о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникновении в результате деятельности члена партнерства угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества.