Комментарий к ст 55.17 Градостроительного кодекса РФ. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.17]
1. Во исполнение норм ст. 55.9 Кодекса (об обеспечении саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов) и согласно общим правилам ст. 7 (об обеспечении саморегулируемой организацией доступа к информации и защите саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования) ФЗ о СРО положениями комментируемой статьи законодатель установил порядок исполнения саморегулируемой организацией в области градостроительной деятельности обязанностей по ведению реестра своих членов.
Особенности регулирования правового института реестра членов саморегулируемой организации в области градостроительной деятельности, установленные в нормах рассматриваемой статьи, представляют собой:
- обязательное внесение в реестр трех категорий информации в отношении каждого члена саморегулируемой организации;
- определение времени размещения на своем сайте в сети Интернет и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работе, о внесении в него изменений, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства, а также времени уведомления о принятых решениях;
- установление времени размещения на своем сайте в сети Интернет и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о добровольном прекращении членства в этой организации, а также направления в Ростехнадзор уведомления о прекращении действия свидетельства о допуске в случае добровольного прекращения членства саморегулируемой организации;
- обязанность саморегулируемой организации представить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса;
- правило установления формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором).
Первая часть комментируемой статьи устанавливает обязанность саморегулируемой организации вести реестр своих членов. Об особенностях общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированных положениями ст. 5 ФЗ о СРО, см. комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.2. Вторая часть рассматриваемой статьи определяет обязательное внесение в реестр членов саморегулируемой организации трех категорий информации в отношении каждого члена саморегулируемой организации. Отметим, что при указании сведений о физическом лице необходимо соблюдать соответствие и полноту сведений о нем, а также конфиденциальность персональных данных в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных, что также регламентируют общие правила ч. ч. 5 и 6 ст. 7 ФЗ о СРО, согласно которым уставом саморегулируемой организации или специально установленными требованиями должны быть предусмотрены способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой работниками саморегулируемой организации может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба. При этом саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.3. О составной части правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающей особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, см. ч. 7 ст. 55.8 Кодекса.
Положения ч. 3 комментируемой статьи устанавливают время размещения на своем сайте в сети Интернет (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса) и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как установил законодатель, размещение и внесение в реестр членов саморегулируемой организации таких сведений, а также соответствующее уведомление Ростехнадзора должны осуществляться в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Отметим, что уведомление Ростехнадзора реализует общее правило ч. 2 ст. 7 ФЗ о СРО.
Аналогичное требование установлено и для сведений о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства.
Согласно нормам подп. "б" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 3.1, в которой содержатся требования к саморегулируемой организации размещать на своем сайте в сети Интернет и вносить в реестр членов саморегулируемой организации сведения о добровольном прекращении членства в этой организации, а также направлять в Ростехнадзор уведомление о прекращении действия свидетельства о допуске в случае добровольного прекращения членства саморегулируемой организации в течение трех дней со дня поступления соответствующего заявления.
Следует указать на императивный характер требования уведомить Ростехнадзор, обозначенного в ч. ч. 3 и 3.1 рассматриваемой статьи, обусловливающий легитимность решений саморегулируемой организации, так как в соответствии с нормами ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, в том числе о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, о внесении изменений в такое свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия этого свидетельства, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений.4. В положениях ч. 4 комментируемой статьи обозначена обязанность саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. При этом форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором), о чем указано в положениях ч. 5 рассматриваемой статьи.Так, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 сентября 2010 г. N 952 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" в соответствии с комментируемыми положениями утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая, помимо указанных в ч. 1 настоящей статьи сведений, включает информацию о полномочиях члена саморегулируемой организации на осуществление определенных видов работ с указанием их предельной стоимости по одному договору.
В заключение анализа комментируемой статьи обратим внимание на то, что обозначенные в ней требования к ведению реестра членов саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности как составной части системы обеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с нормами ч. 6.1 ст. 55.19 Кодекса могут стать предметом внеплановой проверки Ростехнадзора. Негативный результат такой проверки с учетом общих правил ч. 5 ст. 22 ФЗ о СРО может повлечь применение соответствующих санкций в соответствии с положениями ч. 7 ст. 55.19 вплоть до исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в судебном порядке.