Комментарий к ст 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Прием в члены саморегулируемой организации
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.6]
1. Положения комментируемой статьи устанавливают правовой механизм (процедуру) приема в члены саморегулируемой организации, согласно которому членство в саморегулируемой организации могут получить юридические лица, иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые отвечают требованиям к выдаче свидетельств о допуске, установленным в положениях ч. ч. 6 - 9 ст. 55.5 Кодекса.
Говоря об иностранных юридических лицах, отметим, что согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует вывод, что нерезидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ (иностранные юридические лица). Также в этой связи следует добавить, что в соответствии с положениями ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственностями.2. Особенности общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированные положениями ст. 5 ФЗ о СРО, указаны в комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.
Правовой институт саморегулирования градостроительной деятельности внесен в содержание комментируемого Кодекса взамен института лицензирования строительной деятельности отдельным ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в соответствии с положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО, в которой указывается, что федеральными законами могут устанавливаться особенности порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации.
Обязательный характер членства в саморегулируемой организации в области градостроительной деятельности обусловлен положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 и ч. 4 ст. 55.8 Кодекса.
В ч. 2 рассматриваемой статьи обозначен исчерпывающий перечень четырех категорий документов, которые должны быть представлены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для приема в члены саморегулируемой организации.
Во-первых, кандидат в члены саморегулируемой организации (юридическое или физическое лицо) представляет заявление с указанием вида (видов) работ согласно Перечню, свидетельство о допуске к которому(-ым) он намерен получить (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624).
Во-вторых, он представляет копии документов, подтверждающих наличие статуса юридического лица (индивидуального предпринимателя), в том числе учредительных документов. В отношении иностранных юридических лиц следует отметить, что установление и засвидетельствование подлинности подписей, легитимность документов в международном обращении осуществляются посредством их консульской легализации, порядок которой регламентируется Инструкцией о консульской легализации (утв. МИД СССР 6 июля 1984 г.), а также положениями Административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов, который утвержден Приказом Министерства иностранных дел РФ от 26 мая 2008 г. N 6093.
В-третьих, кандидат в члены саморегулируемой организации представляет копии документов, подтверждающих свое соответствие требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (разработанным и утвержденным согласно положениям ст. 55.5 Кодекса).
В-четвертых, последней категорией документов, которые обязан представить кандидат в члены саморегулируемой организации, обозначена копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске, если кандидат является членом другой саморегулируемой организации того же вида. Этот документ необходим для соблюдения общих правил членства в саморегулируемой организации, так как согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ о СРО субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.
Добавим, что представление четвертой категории документов в порядке п. 3 ч. 5 комментируемой статьи автоматически лишает кандидата права стать членом другой саморегулируемой организации, если в его заявлении (см. п. 1 комментируемой части) указан вид работ, на который уже выдано свидетельство о допуске другой саморегулируемой организацией. Но также отметим, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 5 ФЗ о СРО, а также ч. 7 комментируемой статьи допускается членство в различных саморегулируемых организациях с получением в них свидетельств о допуске к различным видам работ.3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил, что перечень документов для приема в члены саморегулируемой организации и выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обозначенный в ч. 2 рассматриваемой статьи, является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит. Это положение согласно ч. 8 рассматриваемой статьи дает кандидату право оспаривать в арбитражном суде действия саморегулируемой организации, направленные на излишние требования при решении вопроса о членстве в саморегулируемой организации.4. Нарушение рассматриваемых норм, как и предыдущей части, также представляется поводом для обращения в арбитражный суд за защитой прав на участие в саморегулируемой организации, так как комментируемые положения содержат точные критерии процедуры принятия решения о приеме (отказе в приеме с указанием причин отказа) индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа.
В соответствии с комментируемыми положениями саморегулируемая организация обязана:
- в течение тридцати дней со дня получения документов от кандидата (см. ч. 2 настоящей статьи) проверить их и принять решение о приеме (отказе в приеме) индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему соответствующего свидетельства о допуске;
- направить или вручить решение об отказе в приеме кандидату с указанием причин отказа.
При этом следует обратить внимание на следующие особенности вступления в члены саморегулируемой организации:
1) выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, осуществляется в порядке ч. 6 рассматриваемой статьи в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, а также уплаты в порядке ч. 2 ст. 55.16 Кодекса вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации;
2) в соответствии с правилами ч. 7 ст. 17 ФЗ о СРО принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации, относится к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (создается и функционирует в порядке ст. 17 ФЗ о СРО и ст. 55.11 Кодекса);
3) к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации согласно п. п. 1 - 4 ст. 55.10 Кодекса относятся основы правового регулирования порядка вступления в члены саморегулируемой организации:
- утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений;
- избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
- избрание тайным голосованием руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий такого руководителя;
- установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты;
4) в соответствии с правилами ч. 3 ст. 55.17 Кодекса саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети Интернет, вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о выдаче члену саморегулируемой организации данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) уведомление о выдаче данного свидетельства в день выдачи члену саморегулируемой организации соответствующего свидетельства о допуске, так как последний по общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО и согласно ч. 1 ст. 55.18 Кодекса отвечает за ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности и внесение в него установленных согласно ч. 2 ст. 55.18 Кодекса сведений в отношении каждой саморегулируемой организации.5. В положениях ч. 5 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень из трех оснований для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, которыми являются:
1) несоответствие представленных документов требованиям к выдаче свидетельства о допуске (разработанным и утвержденным согласно положений ст. 55.5 Кодекса) согласно заявлению, предусмотренному п. 1 ч. 2 комментируемой статьи;
2) непредставление кандидатом в полном объеме документов, подтверждающих наличие статуса юридического лица (индивидуального предпринимателя), в том числе учредительных документов (в порядке ч. 2 рассматриваемой статьи);
3) наличие у кандидата свидетельства о допуске к определенному и указанному в заявлении виду (видам работ), выданного другой саморегулируемой организацией того же вида (т.е. кандидат стремится получить второе свидетельство о допуске к одному и тому же виду работ от другой саморегулируемой организации, что нарушает общие правила саморегулирования, определенные нормами ч. 4 ст. 5 ФЗ о СРО, а также ч. 2 ст. 55.8 Кодекса).6. В рассматриваемой части законодателем обозначены особенности процедуры выдачи вновь принятому члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Такое свидетельство должно быть выдано с соблюдением двух условий:
- в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения о приеме в члены саморегулируемой организации и выдаче соответствующего свидетельства о допуске;
- после уплаты взносов (вступительного взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации).
Следует отметить, что размеры вступительного и регулярных членских взносов, а также порядок их уплаты устанавливаются в порядке п. 4 ст. 55.10 Кодекса общим собранием членов саморегулируемой организации.7. Рассматриваемое положение реализует конституционное право свободы предпринимательской деятельности (см. ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), т.е. при осуществлении различных видов работ юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может получать допуски (соответствующие свидетельства) на проведение таких видов работ в различных саморегулируемых организациях при условии соблюдения требования, установленного ч. 2 ст. 55.8 настоящего Кодекса.
Комментируемая норма также реализует общее правило саморегулирования, в соответствии с которым субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов (подробнее см. ч. 3 ст. 5 ФЗ о СРО).8. Нормы ч. 8 комментируемой статьи устанавливают право обжалования кандидатом в арбитражный суд трех спорных вопросов:
- решения саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации, если оно не удовлетворяет кандидата, например, в части конкретных видов работ, свидетельство о допуске к которым он намеревался получить;
- об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации, если кандидат не согласен с предъявленными ему причинами отказа в соответствии с нормами ч. 5 комментируемой статьи;
- бездействия саморегулируемой организации при приеме в ее члены, если нарушаются процедурные сроки принятия решения, установленные правилами ч. 4 рассматриваемой статьи.
В положениях ст. ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) провозглашены общепризнанные принципы равноправия и обязательной судебной защиты нарушенных прав, которые определяют, что:
- все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона;
- все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации;
- каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Защита прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности представляется одной из основных функций права . Согласно положениям Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституционные основы государственности РФ, в частности, включают:
1) гарантии (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, а также свободы экономической деятельности;
2) признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);
3) соблюдение права каждого человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
4) недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).
Беспрепятственное осуществление гражданских прав и их судебная защита обозначены нормами ст. 1 ГК РФ в качестве общего принципа, на котором основывается гражданское законодательство.
По общему правилу, споры между физическими лицами - индивидуальными предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (подробнее см. п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Следует отметить, что по делу с участием иностранного лица для разрешения спора действует правило ст. 404 ГПК РФ, согласно которому стороны вправе договориться об изменении подсудности дела (утвердить пророгационное соглашение) до принятия его судом к своему производству. Такое соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (подряда, аутсорсинга, оказания услуг и т.п.).
Вышеуказанные положения о праве на судебную защиту обусловливают задачи судопроизводства в арбитражных судах, которыми в порядке ст. 2 АПК РФ, например, обозначена защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В нормах ст. ст. 71 и 127 Конституции РФ установлено, что арбитражно-процессуальное законодательство находится в ведении РФ. При этом Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами. При этом порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ определяется Конституцией РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Компетенция арбитражных судов, которую составляют подведомственность и подсудность, подробно регламентирована положениями гл. 4 (ст. ст. 27 - 39 АПК РФ об общей компетенции) и гл. 32 (ст. ст. 247 - 252 АПК РФ о компетенции арбитражных судов в РФ по рассмотрению дел с участием иностранных лиц).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 29 АПК РФ в порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заявителями могут быть организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
В порядке особого производства арбитражные суды согласно ст. 217 АПК РФ рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям гл. 30 (ст. ст. 230 - 240 АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следует указать, что решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором РФ (согласно Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.)) и Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".