Комментарий к ст 1511 ГК РФ. Государственная регистрация коллективного знака
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 76] [Статья 1511]
1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи в отличие от п. 1 ст. 21 Закона о товарных знаках 1992 г. четко указывает на то, что заявка на регистрацию коллективного знака должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.2. Из содержания п. 1 комментируемой статьи следует, что к заявке на регистрацию коллективного знака предъявляются установленные в ст. 1492 ГК РФ общие требования к заявкам на товарные знаки, проверка на соответствие которым проводится согласно ст. 1498 ГК РФ федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Кроме этого, подп. 2 п. 5 ст. 1492, п. 1 комментируемой статьи предписывают прилагать к заявке на регистрацию коллективного знака устав коллективного знака. Дата представления устава коллективного знака не учитывается при установлении даты подачи заявки и соответственно при установлении даты приоритета (см. п. 8 ст. 1492 ГК).
(
3. Положения комментируемой статьи содержат лишь минимальные требования к уставу коллективного знака. Устав должен содержать наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование. Наименование объединения должно включать в себя и сведения о его организационно-правовой форме. Помимо этого в уставе должен быть приведен перечень лиц, имеющих право использования коллективного знака. Предполагается, что одновременно эти лица являются и участниками объединения. Лица, имеющие право использования, также должны быть указаны достаточно конкретно.В уставе должна быть указана цель регистрации коллективного знака. В качестве основной цели (в рассматриваемом контексте) указывается гарантирование наличия определенных характеристик у товаров или услуг, обозначенных данным коллективным знаком. Поэтому устав должен содержать перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком. Это особенно важно в случаях, когда коллективный знак призван гарантировать определенные качественные свойства товаров либо услуг. Лица, имеющие право использования коллективного знака, вправе обозначать им свои товары или услуги, только если товары и услуги соответствуют требованиям, установленным в уставе коллективного знака.Устав коллективного знака должен содержать условия использования коллективного знака. При этом следует иметь в виду, что в отличие от подп. 4 п. 1 комментируемой статьи условия использования коллективного знака, упомянутые в подп. 5 п. 1 этой же статьи, определяют не свойства товаров и услуг, а иные особенности использования знака. Условия использования могут устанавливаться по собственному усмотрению правообладателя (членов объединения). Вместе с тем оно ограничено общими положениями применимого законодательства, в особенности нормами законодательства о защите конкуренции (запрет введения потребителя в заблуждение и ограничение конкуренции).Устав коллективного знака должен содержать положения о порядке контроля за использованием коллективного знака. Если иное не установлено в уставе коллективного знака, право контролировать соблюдение требований устава лицами, имеющими право использования коллективного знака, принадлежит объединению лиц, являющемуся правообладателем . В особенности это касается требований, устанавливающих стандарты соответствия товаров или услуг предусмотренным уставом характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Как правообладатель коллективного знака, объединение лиц не только обладает правом, но и обязано принимать соответствующие меры для предотвращения использования коллективного знака, если использование противоречит требованиям устава коллективного знака. Следовательно, на правообладателя налагается обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленных в уставе условий использования коллективного знака. В связи с этим в уставе должно быть определено, каким образом объединение лиц будет контролировать соблюдение устава, в частности, установленных в уставе единых характеристик качества либо других общих характеристик товаров или услуг, условий использования коллективного знака и т.д.——————————— Рабец А.П. Указ. соч. С. 95; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. СПб., 2004. С. 614.Положения устава коллективного знака не должны иметь декларативный характер, поэтому в нем должны быть закреплены положения об ответственности за его нарушение. Такие положения призваны регулировать исключительно внутренние правоотношения между правообладателем и лицом, имеющим право использования товарного знака, они не затрагивают правоотношения с третьими лицами. Имеется в виду ответственность лиц, имеющих право использования товарного знака, перед правообладателем в случаях нарушения закрепленных в уставе коллективного знака условий использования знака.4. В соответствии с п. 1 ст. 1497 ГК РФ орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан проводить экспертизу заявок на регистрацию коллективного знака в числе заявок на регистрацию «обычных» товарных знаков на соответствие как формальным, так и материальным требованиям законодательства.5. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает некоторые процессуальные особенности регистрации коллективных знаков, которые призваны в первую очередь гарантировать соблюдение закрепленных в уставе коллективного знака общих характеристик товаров или услуг. Помимо сведений, предусмотренных ст. 1503 и 1504 ГК РФ, в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на коллективный знак вносятся также и сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, как и выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров и услуг, которые могут быть обозначены данным коллективным знаком, должны быть опубликованы федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в своем официальном бюллетене. Федеральный орган исполнительной власти публикует и все изменения, связанные с регистрацией коллективного знака, о которых его обязан уведомить правообладатель коллективного знака (см. также комментарии к ст. 1503 — 1506 ГК).6. Пункт 3 комментируемой статьи в совокупности с подп. 2 п. 1 ст. 1514 ГК РФ дополнительно к общим основаниям прекращения правовой охраны товарного знака предусматривает возможность полного либо частичного прекращения правовой охраны коллективного знака, если товары и услуги, обозначенные этим знаком, не соответствуют единым характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Соответственно запись о регистрации коллективного знака может быть аннулирована, если коллективный знак не соответствует требованиям абз. 2 п. 1 ст. 1510 ГК РФ. Соответствующее заявление о досрочном прекращении правовой охраны может быть подано в суд (но не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) любым заинтересованным лицом.7. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность преобразования коллективного знака в товарный знак, и наоборот. Кроме того, и заявка на регистрацию коллективного знака может быть преобразована в заявку на регистрацию товарного знака, и наоборот. Необходимость преобразования коллективного знака в товарный знак может возникнуть, в частности, если в объединении лиц, являющемся правообладателем коллективного знака, осталось всего лишь одно предприятие, имеющее право использования коллективного знака . Помимо этого преобразование коллективного знака в товарный знак возможно в случаях, если ассоциация или союз, на которые зарегистрирован коллективный знак, вследствие начала ведения предпринимательской деятельности преобразуются в хозяйственное общество или товарищество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). В качестве примеров преобразования «обычных» товарных знаков в коллективные можно привести следующие: «БЕРЕЗКА — BEREZKA» (33 класс МКТУ), БИОСУЛИН (5 класс МКТУ) — БИОСУЛИН (10 класс МКТУ).——————————— Орлова В.В. Обновленное российское законодательство о товарных знаках // Патенты и лицензии. 2004. N 4. С. 8.Процедура преобразования регламентирована федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, в подзаконных нормативных актах. Правила и порядок преобразования товарного знака в коллективный знак и наоборот установлены Приказом Минобрнауки России от 12 декабря 2007 г. N 346, утвердившим Административный регламент по ведению реестров.
(