Комментарий к ст 213 ГК РФ. Право собственности граждан и юридических лиц
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 13] [Статья 213]
1. Титул (наименование) комментируемой статьи изменился в процессе подготовки и прохождения проекта части первой ГК РФ в Государственной Думе в 1994 г. Первоначально в законопроекте статья называлась «Частная собственность», затем «Частная собственность (собственность граждан и юридических лиц)» .——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации. Проект. Часть 1. Доработан в соответствии с решением Президиума Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 37. М.: Исследовательский центр частного права, 1993. С. 113.2. Комментируемая статья устанавливает правило, на основании которого в собственности граждан и юридических лиц (за некоторыми изъятиями для государственных и муниципальных юридических лиц и некоммерческих организаций) может находиться любое имущество, не изъятое из гражданского оборота. При этом количество и стоимость имущества не ограничиваются. На основании ч. 1 ст. 35 Конституции РФ «право частной собственности охраняется законом».Советское законодательство устанавливало потребительское назначение имущества, находящегося в личной собственности граждан, и прямо запрещало извлекать доходы, не относящиеся к трудовым (ст. 13 Конституции Союза ССР 1977 г., ст. 13 Конституции РСФСР 1978 г., ст. 111 ГК РСФСР 1964 г.). Земля принадлежала только государству. Исключительность права государственной собственности на землю была закреплена в основных законах как Союза ССР, так и всех его республик (например, ст. 11 Конституции Союза ССР и ст. 11 Конституции РСФСР) .——————————— По своему вещественному составу земля оценивалась только в натуральных измерениях и не имела стоимости и цены (Советское земельное право / Под ред. В.П. Белезина и Н.И. Краснова. М., 1986. С. 38 — 45).Законодательство не допускало «использование имущества для частной хозяйственной деятельности, систематического извлечения нетрудовых доходов». Так, название Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 г. «О безвозмездном изъятии домов, дач и других строений, возведенных или приобретенных гражданами на нетрудовые доходы» говорит само за себя .——————————— Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. N 30. Ст. 464.
(
Одним из самых последних нормативных актов, касающихся данного вопроса, было Постановление Совета Министров РСФСР от 22 июля 1986 г. «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», которым перед органами государственного управления прямо ставилась задача по усилению контроля за использованием гражданами своего имущества, жилых домов и помещений, исходя из того что они не могут использовать его для личной наживы и в других корыстных целях .——————————— Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1986. N 20. Ст. 154.С началом экономических преобразований в стране законодательство, регулирующее отношения собственности, предусмотрело значительное сокращение экономически необоснованных пределов осуществления права собственности. Законы «О собственности в СССР», «О собственности в РСФСР» расширили возможности осуществления права собственности. Гражданский кодекс РФ, развивая и упорядочивая нормы, содержащиеся в названных законах, установил право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (см. ст. 209 ГК и комментарий к ней).Согласно ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, при этом следует иметь в виду, что иные нормативные акты, изданные после введения в действие части первой ГК РФ и ограничивающие права граждан и юридических лиц, в том числе право собственности, не подлежат применению. Примером такого ограничения может служить положение п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о том, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.В виде исключения из принципа национального режима ограничения права собственности могут быть установлены для иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц с участием иностранного капитала. Так, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, ограничены в праве собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и могут обладать ими только на праве аренды.В настоящее время лицо может использовать принадлежащее ему имущество как для удовлетворения своих потребностей, так и для осуществления предпринимательской деятельности.3. В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.Имущество может принадлежать на праве собственности как одному лицу, так и нескольким лицам — на праве общей собственности. Число граждан и юридических лиц, вступивших в отношения общей собственности, постоянно растет: проходят процессы приватизации; очень часто по наследству передается имущество не одному гражданину, а нескольким гражданам; достаточно много случаев совместного приобретения того или иного имущества. Кроме того, у супругов при отсутствии брачного контракта, как правило, возникает право общей совместной собственности .——————————— Об общей собственности см. гл. 16 ГК РФ и соответственно комментарий к ст. ст. 244 — 259.4. Перечень коммерческих организаций, упоминаемый в п. 3 комментируемой статьи, сформулирован в ГК РФ исчерпывающим образом и включает в себя полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы.Перечень некоммерческих организаций неисчерпывающий, он расширен и конкретизирован отдельными Федеральными законами, например: «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «Об образовании», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг» и др.Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» , поскольку коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям, при разрешении споров следует иметь в виду, что с момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество.——————————— Российская юстиция. 1998. N 10.Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дополняет, что при разрешении споров по поводу имущества, возникающих между хозяйственным товариществом (хозяйственным обществом) и его учредителем (участником), следует исходить из того, что имущество в натуре, внесенное учредителем (участником) в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, принадлежит последним на праве собственности. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества (хозяйственного общества) содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный (складочный) капитал учредителем (участником) передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом.Условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена законом.5. В п. 4 комментируемой статьи упоминаются лишь отдельные виды некоммерческих организаций, в частности общественные и религиозные организации (объединения), фонды. Судьба имущества при ликвидации других некоммерческих организаций определяется Законом о некоммерческих организациях, согласно ст. 20 которого при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, это имущество обращается в доход государства.При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.Порядок использования имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, определяется в соответствии с вышеназванным положением.Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения.Последствия ликвидации иных некоммерческих организаций определяются другими федеральными законами. Так, например, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» в случае ликвидации политической партии, являющейся разновидностью общественных объединений, ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается:а) на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии;б) в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.
(