Комментарий к ст 13.14 КОАП РФ. Разглашение информации с ограниченным доступом
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 13] [Статья 13.14]
1. Данная статья направлена на защиту информации с ограниченным доступом.2. Объективная сторона правонарушения по данной статье связана с реализацией правовой защиты информационных ресурсов, отнесенных законодательством к категории ограниченного доступа. Статья распространяется на категории информации конфиденциального характера и не касается информации, относимой к государственной тайне. Опираясь на нормы Конституции РФ (ст. ст. 23, 24, 29 и др.), а также Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 о перечне сведений конфиденциального характера (с изм. и доп.), можно определить, какие виды информации с ограниченным доступом защищаются данной статьей. Это прежде всего сведения, касающиеся тайны следствия и судопроизводства; служебная тайна (сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами); профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений и т.д.); коммерческая тайна (сведения, связанные с коммерческой деятельностью); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Имеется в виду также банковская тайна (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" и ряд других источников). Порядок получения и использования информации ограниченного доступа устанавливается законом, подзаконными актами, договором.Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определяет, что коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
В процессе применения этой статьи следует учитывать Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 348 "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации"; Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и в статью 2 ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи"; Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103 "Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения" и др.Важное значение для применения данной статьи имеет Положение о предоставлении Российской Федерацией сведений в Регистр обычных вооружений ООН и Положение о предоставлении сведений о поставках обычных вооружений в соответствии с Вассенаарскими договоренностями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2003 г. N 302. Это Постановление устанавливает порядок перевода сведений, отнесенных к государственной тайне, в категории "несекретных сведений" и "служебной информации ограниченного распространения". На документах, содержащих такую информацию, должна быть проставлена пометка "Для служебного пользования".Следует также учесть Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти".3. Нормы данной статьи не распространяются на случаи, когда разглашение информации, связанной с ограниченным доступом, повлекло недобросовестную конкуренцию, ответственность за которую ныне установлена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (см. комментарий к указанной статье).4. Субъектами ответственности за разглашение информации ограниченного доступа являются граждане и должностные лица. Субъективная сторона правонарушения предполагает умышленное разглашение конфиденциальной информации.5. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).6. Производство по делу может быть возбуждено прокурором (ч. 1 ст. 28.4). Протоколы составляют также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).