Комментарий к ст 345.1 НК РФ. Порядок представления сведений органами управления государственным фондом недр, а также органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере природопользования
[Налоговый кодекс РФ] [Глава 26] [Статья 345.1]
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направлять в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года. Данным органом является Федеральное агентство по недропользованию, чьи полномочия в данной области закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию".Данные, упомянутые в пункте 1 комментируемой статьи, должны содержать следующие сведения.
Во-первых, наименование пользователя недр, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет, что закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 345.1 НК РФ. Обращаем внимание, что данная норма действует в редакции, введенной Законом N 268-ФЗ, и новая редакция действует с 1 января 2014 года.
Во-вторых, реквизиты лицензии на право пользования недрами, к которым относятся: государственный регистрационный номер, дата регистрации лицензии, местоположение предоставленного в пользование участка недр, наименование участка недр, вид пользования недрами.В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 комментируемой статьи Федеральное агентство по недропользованию также должно предоставлять сведения о накопленной добыче нефти (включая потери при добыче) и начальных извлекаемых запасах нефти, утвержденных в установленном порядке, с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) всех категорий по каждому конкретному участку недр, а также по каждой конкретной залежи углеводородного сырья, указанной в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 342.2 НК РФ. Данная норма действует в редакции Закона N 213-ФЗ.
В-четвертых, предоставляются сведения о добыче антрацита, угля коксующегося, угля бурого и угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, и фактических потерях при добыче (в разрезе пластов), что установлено подпунктом 4 пункта 1 статьи 345.1 НК РФ.
Подпункт 5 пункта 1 комментируемой статьи введен Законом N 213-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2014 года. На основании данной нормы в налоговый орган также подлежат направлению показатели проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 345.1 НК РФ также введен Законом N 213-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2014 года. Данный пункт обязывает Федеральное агентство по недропользованию предоставлять в налоговые органы наименования продуктивных отложений, к которым отнесена залежь углеводородного сырья.
В силу подпункта 7 пункта 1 комментируемой статьи также предоставляются сведения о накопленной добыче каждого вида углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (включая потери при добыче) и его начальных запасах (для нефти - начальных извлекаемых запасах), утвержденных в установленном порядке, с учетом прироста и списания запасов полезного ископаемого (за исключением списания запасов добытого полезного ископаемого и потерь при добыче) всех категорий по каждому месторождению (залежи) углеводородного сырья.Подпункт 8 пункта 1 статьи 345.1 НК РФ обязывает названное агентство предоставлять и сведения о месторождениях в соответствии с пунктом 6 статьи 338 НК РФ.
Подпункты 7 и 8 пункта 1 комментируемой статьи введены Законом N 268-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2014 года.
Пункт 2 статьи 345.1 устанавливает, что вышеназванные данные представляются после выпуска государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, но не позднее 1-го числа следующего календарного года.
Пример.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело о признании решения налогового органа недействительным, которым налогоплательщик НДПИ привлекался к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неверное исчисление коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, что привлекло к занижению суммы налога, подлежащего уплате. Не отрицая установленный п. 4 ст. 342 НК РФ порядок исчисления коэффициента выработанности, порядок исчисления суммы накопленной добычи нефти, заявитель настаивает на том, что правомерно применяет государственный баланс запасов полезных ископаемых, данные которого отражены в форме 6-гр за год, предшествующий году налогового периода. Считает, что расширительное толкование названной нормы необоснованно, более того, противоречит принципу самостоятельного исчисления суммы налога, подлежащего уплате, и ухудшает положение налогоплательщика.Проанализировав данную позицию налогоплательщика, Семнадцатый арбитражный апелляционный в своем Постановлении от 30.10.2013 N 17АП-12070/2013-АК разъяснил, что правовой механизм расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр для расчета сумм НДПИ, а также источник информации для его исчисления установлен НК РФ, в связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о необходимости обращаться к нормам пункта 7 статьи 3 НК РФ.
Также суд указал, что в целях определения коэффициента выработанности применяются данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, при этом действующее законодательство не предполагает самостоятельного определения налогоплательщиком данных показателей добычи.