Комментарий к ст 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 213]
В ст. 213 ТК определены условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. При выполнении этих условий происходит изменение статуса товара.Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.Несмотря на то что определены всего лишь три условия помещения товара под таможенную процедуру экспорта, используемые для их обозначения юридические формулировки (например: "соблюдение запретов и ограничений") таковы, что предполагают при использовании ст. 213 возможность применения десятков различных нормативных правовых актов.
Первое условие помещения товаров под таможенную процедуру экспорта - это уплата вывозных таможенных пошлин. Данное условие не применяется только в том случае, когда таможенным законодательством установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.Отметим, что на данном этапе развития таможенного законодательства определение величины ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к компетенции национальных регуляторов (в Российской Федерации - Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <352>).--------------------------------
<352> СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4550.Второе условие - соблюдение установленных запретов и ограничений.При использовании таможенной процедуры экспорта применяются правовые нормы, регулирующие порядок использования разнообразных мер нетарифного регулирования, предусматривающих представление дополнительных разрешительных документов.Правовое регулирование применения различного рода запретов и ограничений может осуществляться как на уровне Таможенного союза (например, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года <353>, Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года <354>), так и на уровне национальных законодательств государств - членов Таможенного союза.--------------------------------
<353> Соглашение опубликовано не было. СПС "КонсультантПлюс".<354> СЗ РФ. 2010. N 33. Ст. 4399.В последнем случае могут устанавливаться дополнительные требования при ввозе отдельных видов товаров (культурные ценности, оружие, продукты питания) под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (например, в Российской Федерации соответствующие нормы могут содержаться в Законе РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федеральном законе от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральном законе от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и т.д.).Особое место в механизме нетарифного регулирования экспорта занимают меры экспортного контроля, предусматривающие особый порядок ввоза, вывоза, внутреннего перемещения, транзита товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. В свою очередь, к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, относятся сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, в том числе ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), работы, услуги, которые в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники, а также продукции, являющейся наиболее опасной в случае ее использования при подготовке и совершении террористических актов;Соглашение по экспортному контролю в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС пока еще не принято (см., например, решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года N 782 "О проекте Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза"). В настоящее время в торговой практике применяется национальное законодательство. В Российской Федерации это - Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <355> и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.--------------------------------
<355> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.На экспортные поставки распространяется действие валютного контроля за репатриацией экспортной валютной выручки, предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <356>.--------------------------------
<356> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.Третьим условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Евразийской экономической комиссией в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.Порядок формирования такого сводного перечня предусмотрен, в частности, в ст. 1 Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года.Порядок выдачи сертификата о происхождении товара установлен как Таможенным кодексом (ст. ст. 61, 62), так и национальным законодательством о таможенном деле (ст. 231 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").