Комментарий к ст 4 УИК РФ. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний
[Уголовно-исполнительный кодекс ( УИК РФ )] [Глава 1] [Статья 4]
1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний основываются на нормах не только комментируемой статьи, но и нормах других статей УИК РФ. Необходимость принятия таких нормативных правовых актов объясняется, с одной стороны, нецелесообразностью регламентации в федеральном законе отношений организационно-технического характера. С другой стороны, принятие нормативных правовых актов, их изменение и дополнение является более гибким и оперативным, чем внесение соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.При этом надлежит соблюдать правило о том, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти должны быть основаны на федеральном законе, в данном случае - на нормах УИК РФ.2. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний подразделяются на следующие виды: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты.
Наибольший объем нормативных правовых актов в сфере исполнения наказаний принят Правительством РФ и министерствами, в ведении которых находятся учреждения и органы, исполняющие наказания. Это Министерство юстиции РФ и Министерство обороны РФ.На необходимость принятия определенным субъектом нормативного правового акта нередко указывается в нормах УИК РФ. Например, в ч. 3 ст. 99 УИК РФ требуется, чтобы минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливались постановлением Правительства РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 5 УИК РФ правила отбывания наказания осужденными военнослужащими принимаются Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В ч. 3 ст. 82 УИК установлено, что в исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.В тех случаях, когда нормы УИК РФ указывают на необходимость действия нормативного правового акта, но не указывают на субъект его принятия (ч. 4 ст. 82, ч. 3 ст. 83 и т.д.), вопрос решается в соответствии с нормами Конституции РФ, определяющими компетенцию и полномочия органов государственной власти. Аналогичным образом решается вопрос в тех случаях, когда в законе вообще отсутствует указание на нормативный правовой акт, а необходимость в его принятии имеется.3. Нормативные правовые акты, поскольку они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат регистрации в Минюсте России. Кроме того, они подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не прошедшие регистрации и опубликования в официальных источниках нормативные правовые акты юридической силы не имеют и применяться не могут. Контроль за тем, чтобы нормативными правовыми актами не были нарушены или ущемлены права и законные интересы граждан, отбывающих наказание, а также за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных нормативных правовых актов, осуществляет Минюст России.4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти дополняют регулирование отношений в сфере исполнения (отбывания) наказаний, осуществляемое федеральными законами, прежде всего УИК РФ. В этом понимании все эти акты и законы составляют уголовно-исполнительное законодательство, трактуемое в теории уголовно-исполнительного права в широком смысле этого слова.5. В числе важнейших нормативных правовых актов следует указать на Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. N 311, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные Приказом Минобороны России от 29 июля 1997 г. N 302, и т.д.