Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 11 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 11]
1. Под "лицом, совершившим преступление" уголовный закон понимает граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009) гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным гражданином является лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.2. Действие уголовного закона в пространстве определяется четырьмя принципами: территориальным, гражданства, реальным и универсальным. Каждый из названных принципов непосредственно закреплен в ст. ст. 11 и 12 УК. Причем реальный принцип действия уголовного закона в пространстве, от которого необоснованно отказался в свое время УК РСФСР 1960 г., восстановлен в полном объеме в новом Уголовном кодексе РФ.3. Территориальный принцип действия Уголовного кодекса РФ в пространстве выражен в ч. 1 ст. 11 УК, которая устанавливает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству. В соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации 1992 г. и п. "о" ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что никакой иной уголовный закон, кроме российского, на ее территории не действует и применению не подлежит, хотя в случаях, строго предусмотренных ст. 12 УК РФ, применение к гражданину закона иностранного государства должно учитываться, что будет предметом последующего комментария.4. В связи с действием уголовного закона в пространстве в соответствии с территориальным принципом важное значение приобретает понятие "государственная территория Российской Федерации". К ней относятся: суша, вода, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы Российской Федерации. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) Государственной границей Российской Федерации является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы РФ устанавливается: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа и ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешнему пределу территориального моря Российской Федерации; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - на равноотстоящей, срединной, прямой или иной линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде. К территории России относится, как отмечалось, территориальное море Российской Федерации, которое составляют прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с общепризнанными нормами международного права, законодательством Российской Федерации и международным договором Российской Федерации с другими государствами. По общему правилу, 12-мильная ширина территориальных вод отсчитывается от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты, утверждаемые Правительством РФ. Надо иметь в виду, что к территории Российской Федерации относятся не только реки, пруды, озера, водохранилища, иные водоемы, расположенные непосредственно на ее суше, но и другие объекты внутренних вод, а именно: а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.5. Впервые в истории российского уголовного законодательства ст. 11 УК непосредственно в норме права устанавливает положение о том, что действие Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ 25 октября 1995 г. (ред. от 21.11.2011) (Российская газета. 1995. 7 декабря), континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница территориального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации (см. комментарий к ст. 253 УК).6. Уголовная юрисдикция распространяется также на лиц, совершивших преступления на морских и речных судах, на военно-морских кораблях, воздушных аппаратах и запущенных в космос российских космических объектах при определенных условиях, регламентированных ч. 3 ст. 11 УК. В частности, уголовный закон устанавливает, что лицо, совершившее преступление на гражданском, пассажирском или грузовом судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В отношении преступлений, совершенных на указанных транспортных средствах, но находящихся в пределах территориальных вод иностранного государства, действуют несколько другие правила ответственности за их совершение, регламентированные ст. 12 УК. По УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне, но, в отличие от рассмотренного случая, независимо от места их нахождения. Таким образом, военные корабли и военные воздушные суда Российской Федерации в соответствии с общепринятыми международными нормами и принципами и прямым указанием ч. 3 ст. 11 УК признаются территорией Российской Федерации, где бы они ни находились в момент совершения на их борту преступления.7. В исключение из общих правил ответственности всех лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации, по ее уголовным законам ч. 4 ст. 11 УК устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, т.е. неприкосновенностью, основанной на международно-правовом принципе экстерриториальности, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. К таким лицам, иностранным гражданам, пользующимся правом дипломатической неприкосновенности, относятся в соответствии с нормами международного права: главы посольств и дипломатических миссий в ранге посла, посланника или поверенного в делах, советники и секретари всех степеней (первой, второй и третьей), военные и военно-воздушные и военно-морские атташе, их заместители и помощники, атташе по другим вопросам, например культуры, связи с прессой, секретари-архивисты, а также члены их семей, некоторые иные представители дипломатического персонала дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Дипломатическая неприкосновенность распространяется также на торговых представителей и их заместителей, глав и членов иностранных правительственных и парламентских делегаций, а также членов их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами России.Сотрудники представительств международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Международного Красного Креста и др.) из числа иностранных граждан пользуются правом дипломатического иммунитета на основании соответствующих международных договоров, участницей которых является Российская Федерация в качестве как стороны, подписывающей договор, так и правопреемницы бывшего СССР.Консульские ответственные должностные лица, например генеральные консулы, вице-консулы, пользуются правом дипломатической неприкосновенности лишь в той части, которая касается их служебной деятельности, а на дипломатических курьеров распространяется только право личной неприкосновенности при исполнении ими служебных обязанностей по транспортировке и сопровождению дипломатической почты и иного дипломатического багажа, не подлежащего таможенному досмотру. В соответствии с двусторонним соглашением Российской Федерации на началах строгой взаимности дипломатический иммунитет в полном или ограниченном объемах может быть предоставлен и иным категориям иностранных граждан (например, специальным корреспондентам ведущих газет, информационных, телеграфных агентств, некоторым категориям технических сотрудников посольств).Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случаях совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации, как устанавливает ч. 4 ст. 11 УК, разрешается в соответствии с нормами международного права. Согласно сложившейся международной практике в подобных случаях правительство страны их пребывания объявляет таких лиц нежелательными лицами (персоной нон грата) и высылает за пределы страны. Случаи, когда иностранные правительства делегировали бы Российской Федерации право привлечения к уголовной ответственности своих подданных, пользующихся иммунитетом, в практике не встречались, да и вряд ли такой вариант вообще возможен, исходя из многовекового опыта международных отношений в области осуществления государствами своей юрисдикционной деятельности.
Комментарий к статье 11

Консультации юриста к комментариям ст. 11 УК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Антон Грабовский
    бывает ли у простого работника посольства удостоверение и дипломатическая неприкосновенность
    • Ответ юриста:
      Удостверения личности есть у всех работников ведомства, но не у всех есть дипломатическая неприкосновенность. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст. 401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г. , ст. 11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г
  • Василий Остроносов
    пожалуйста, подскажите пару примеров... очень нужно
    • Реальная совокупность преступлений Реальная совокупность преступлений это совершение двух или более самостоятельных преступных деяний, при условии, что ни за одно из них лицо не было осуждено. Число деяний при реальной совокупности...
  • Максим Одинцов
    Если преступление совершил иностранец на территории РФ?
    • Привлекается, а зачем тебе это? или судить будут в сша, но скорее всего осудят у нас и в тюрьме будет нашей сидеть По факту преступления. Действует в данном случае принцип территориальности УК РФ, ст. 11 Статья 11. Действие уголовного закона...
  • Виктория Никифорова
    бывает ли у атташе посольства удостоверение и дипломатическая неприкосновенность
    • конечно бывает
  • Олеся Романова
    В каких случаях сотрудник полицииДПСППС в праве требовать документы?. В каких случаях сотрудник полицииДПСППС в праве требовать документы (паспорт например) от меня, как от гражданина РФ (пешехода) ?
    • Ответ юриста:
      Закон "О милиции" кроме всего прочего определяет правовой статус сотрудника милиции. Среди полномочий милиционеру предоставлено право проверять документы, удостоверяющие личность гражданина (ч. 2 ст. 11 Закона "О милиции"). При этом данное право Законом ограничено. Сотрудник милиции имеет право проверить документы только тогда, когда у него есть достаточные основания подозревать проверяемых в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении. Закон не дает определения понятию "достаточные основания", поэтому применяя закон, сотрудник милиции самостоятельно определяет достаточность оснований для проверки документов. Однако это не значит, что милиционер безграничен в своих действиях. Исходя из лексического смысла понятия "достаточный", можно сделать вывод, что у милиционера должны быть определенные факты, сведения или другая информация, позволяющая прибегнуть милиционеру к проверке документов. Действия милиционера, основанные на домыслах, слухах и догадках, не являются законными, так как домыслы и прочее не являются допустимыми доказательствами совершения правонарушения. КоАП говорит о доказательствах как о фактических данных, т. е. данных, основанных на фактах (ст. 26.2 КоАП РФ) . Поэтому если сведения не подтверждаются конкретными фактами, то проверка документов на основании подозрения проверяемого лица в совершении правонарушения является незаконной. Итак, для того, чтобы милиционер мог обратиться с просьбой (а затем, если необходимо, с требованием) к гражданину предъявить документы, удостоверяющие личность, нужны следующие законные основания: 1. Подозрение в совершении преступления. Только при наличии определенных законом обстоятельств можно подозревать гражданина в совершении преступления. Основание, позволяющее подозревать проверяемого гражданина в совершении преступления на законных началах, возникает в соответствии с ч. 1 ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее по тексту - УПК РФ) в следующих случаях: а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; б) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; в) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. В этих случаях сотрудники милиции не только могут, но и обязаны проверить документы у подозреваемого гражданина. Следует заметить, что гражданин при наличии хотя бы одного из обстоятельств может быть задержан в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ. Здесь следует сказать, что может возникнуть такая ситуация, когда вы стали невольным очевидцем совершенного преступления и находитесь на месте совершения преступления. В этом случае, если другие свидетели и очевидцы не могут подтвердить вашу непричастность к совершению преступления, требование сотрудника милиции предъявить документы будет законным, потому как у милиционера есть все основания подозревать вас в совершении преступления. Непосредственно после совершения преступления лицо может быть застигнуто, например, после того, как для сотрудника милиции поступит информация о совершенном преступлении. При этом должно пройти небольшое количество времени, которое точно не указано в законе. Поясним на примерах.