Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 19 Земельного кодекса РФ. Муниципальная собственность на землю

[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава III] [Статья 19]
1. Впервые муниципальная собственность на землю была определена Законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (Ведомости РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010). В дальнейшем она получила широкое распространение, и с каждым годом все большее количество земельных участков закрепляется в муниципальную собственность (по состоянию на 1 января 2007 г. в муниципальной собственности находилось 137,3 тыс. га).В комментируемой статье обозначены критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности. К федеральным законам, в которых названы земельные участки, относящиеся к муниципальной собственности, относится, в частности, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии с которым особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.При разграничении государственной собственности на землю выделяется муниципальная собственность только трех видов муниципальных образований: поселений, городских округов, муниципальных районов. К ней относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и земли.Среди предусмотренных гражданским законодательством оснований приобретения права собственности на земельные участки, наряду с различного рода сделками, судебными решениями и иными юридическими фактами, особо следует отметить признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (см. комментарий к п. 2 ст. 53).В силу ст. ст. 124 и 125 ГК субъектом права муниципальной собственности (правообладателем) является муниципальное образование, а не органы местного самоуправления: городское собрание, администрация города и т.п. (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2005 по делу N Ф08-2295/2005).В соответствии с п. 2 ст. 212 и п. 1 ст. 215 ГК субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения и другие муниципальные образования. 1 января 2009 г. вступил в силу ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которым муниципальными образованиями признаются:- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;- городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.Муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами. К ним применяются нормы для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться нормами специального законодательства (п. 2 ст. 11 ЗК), а также положениями Конституции. В ст. 130 Конституции определено, что местное самоуправление, т.е. самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.Таким образом, в соответствии с законодательством от имени муниципального образования права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, могут реализовывать органы местного самоуправления (в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов) либо население непосредственно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.2. Наряду с положениями п. 3 ст. 18 ЗК (см. комментарий к нему) п. 1.1 комментируемой статьи предусматривает одновременное прекращение права собственности на земельный участок, от права на который собственник отказался, и возникновение муниципальной собственности на данный участок. Иные правила могут быть установлены федеральными законами.Поскольку отсутствует временной перерыв между прекращением и возникновением права собственности на земельный участок, то земельный участок не может быть бесхозяйным (см. п. 1 ст. 225 ГК), и государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок одновременно является государственной регистрацией права собственности соответствующего публичного образования.3. Для решения вопросов местного значения и успешного развития муниципальных образований ЗК предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность этих муниципальных образований.Частный случай безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность предусмотрен в ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607). Положения ч. 11 ст. 154 названного Закона предусматривают, что федеральное имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ; органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточным актом. В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, он утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.Следует подчеркнуть, что приведенные выше положения, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации. Таким образом, они не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (см. Постановление КС РФ от 04.12.2007 N 828-О-П // СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 129).Поскольку в собственности муниципальных образований находятся, как правило, земельные участки, расположенные на их территории, то в п. 3 комментируемой статьи специально подчеркивается, что в муниципальную собственность могут передаваться и земельные участки, находящиеся за пределами границ муниципальных образований.
Комментарий к статье 19

Консультации юриста к комментариям ст. 19 Земельного кодекса

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Можно ли без всяких разрешений рыть колодцы на собственном участке в Сад.товариществе в Тульской области.. Нам в товариществе говорят,что нам нельзя ни скважину ,ни колодец, у нас заповедная зона и в радиусе 10 км от реки Оки нельзя рыть скважины и колодцы,как и где узнать точно,подскажите?
    • Ответ юриста:
      Интересующий вас вопрос регламентируется статьей 19 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1. В этой статье, в частности, говорится, что владелец земельного участка имеет право строить на нем подземные сооружения для своих нужд на глубину до 5 м, а также устраивать и эксплуатировать бытовой колодец и скважину на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения построить бытовой колодец можно без разрешения при условии, что сооружается он на земельном участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства, дачного хозяйства (Градостроительный кодекс РФ, ст. 51, часть 17). Размещение колодца регламентируется СНиП 30-02-97. В этом документе предусмотрено, что минимальное расстояние от колодца до уборной и компостного устройства должно быть не менее 8 м. К самому же строительству колодца предъявляются требования, установленные СанПиН 2.1.4.027.
  • мне предложили участок земли 20 га, какая процедура покупки, как проверить землю и документы, кто может провести сделку. и сколько это стоит. подскажите пожалуста, участок мне подходит.
    • Ответ юриста:
      Тут очень много зависит от категории и назначения землиЭто все глава 5 Земельного кодекса - Возникновение прав на землю сельхозугодья только через торги (ст.8, 10 Фед.закона № 101-ФЗ Об обороте земель с/х назначения Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственностиПо поводу доументов: главы 3 и 4 Фед закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ О гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).)
  • Возможно ли заключение договора между .... Возможно ли заключение договора между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъекта РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, которым будут изменены правила, содержащиеся в земельном законодательстве о разграничении гос. собственности на землю? Желательно с пояснениями.
    • Ответ юриста:
      Именно из-за отсутствия таких договоров и порой затруднено выделение земель в городах не районного подчинения, а допустим как наш окружного значения. Все ссылаются, что согласно Земельного кодекса между органами власти субъекта федерации, гос. властью и муниципалитетом должен был состояться договор о разграничении земель и полномочий по ней. К примеру в конце 1991 года начале 1992 года было Постановление о разграничении государственной собственности, которое привело к коммерциализации торговли и сферы услуг, и наделением правами собственности субъектов федерации и муниципальные власти.
  • Существуют ли какие-либо нормы, которые позволяют получить или приобрести по льготной стоимости инвалидам 1 и 2 гр. земе. Существуют ли какие-либо нормы, которые позволяют получить или приобрести по льготной стоимости инвалидам 1 и 2 гр. земельные участки для проживания (для строительства дома), а также имеются ли льготы на коммунальные услуги. Заранее спасибо.
    • Ответ юриста:
      Инвалиды всех групп имеют право на предоставление льготы по оплате ЖКУ и электроэнергии в размере 50%. Если квартира в муниципальной собственности, то и на льготу за найм жилья. Инвалиды всех групп имеют право на первоочередное предоставление земельного участка. Проблема только в том, что получить его очень сложно. И дело не в указе президента. ФЗ "О соц. защите инвалидов", гарантирующий это право, действует уже 15 лет. Но вот исполнять его никто не торопиться. Инвалиды в Томске, к примеру, свое право на участок реализовали с помощью митинга. В общем, все зависит от региона - чем дешевля земля, тем проще ее получить. Обратитесь в администрацию с заявлением и справкой об инвалидности. Другие документы не нужны. И ждите ответ. Если откажут - смело в прокуратуру и суд. Другого пути нет. Что касается цены вопроса, то все зависит от ваших возможностей. Многие подают иски о покупке участка (в этом случае продажа участка должна состояться по минимальной цене, без аукциона) . А некоторые просят в аренду с правом выкупа. В любом случае, искать участок, формировать его вам придется самим и за свой счет.
  • Валерия Гусева
    где можно срубить дерево в московской области?. надо срубить дерево на дрова, а я слышал, что за это штраф полагается. не могли бы прояснить ситуацию?
    • Ответ юриста:
      Заготовка дров для отопления осуществляется, в первую очередь, в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями и вредителями деревьев, при проведении выборочных рубок, а также при проведении сплошных рубок в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, в перестойных насаждениях. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, Граждане, желающие осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, направляют заявление в письменной форме в лесничество или лесопарк, на территории которого предполагается заготовка древесины. Для рассмотрения заявлений граждан в лесничестве или лесопарке создается Комиссия.
  • Ксения Соловаьева
    Народ, разъясните! По вопросу "выделения БЕСПЛАТНОГО земельного участка"...
    • ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 16. Государственная собственность на землю 1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. 2. Разграничение...
  • Николай Тонконогов
    Как лучше и бысрее разграничить неразделенную собственность на землю в городах по формам собственности - муниципальную и. областную?
    • А вам-то какая головная боль? Пусть этим и занимается администрация района и области. Это в их компетенции.
  • Марина Орлова
    Имею ли я право строить дом и прочее на участкеесли он находится в категории "Земли населенных пунктов" с разрешением. ""Для личного подсобного хозяйства!" ???
    • Ответ юриста:
      Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства 1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) . 2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. 3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. 4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. если ничего не понятно)) ) то кратко, да!
  • Петр Юнев
    Бывают ли частными газопроводы в поселках ИЖС?
    • Ответ юриста:
      нет. но могут быть построенными инвесторами то есть теми же частниками и препятствующих соединению других к трубе. у них нет и не будет на муниципальных землях свидетельства государственной собственности на трубу как на объект недвижимости. у нас в РФ только эксплуатирующие организации имеют право иметь такие вещи в собственности