Комментарий к ст 2 Земельного кодекса РФ. Земельное законодательство
[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава I] [Статья 2]
1. В понятие "земельное законодательство" согласно комментируемой статье включаются только федеральные и региональные законы, хотя в общеправовом понимании земельное законодательство - это система отраслевых нормативных актов, регулирующих земельные отношения. Согласно подп. "в", "д", "к" п. 1 ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся законодательство о природных ресурсах, земельное, лесное, водное законодательство, вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Статьей 76 Конституции установлены взаимоотношения нормативных актов, иерархия законов и иных нормативных правовых актов, согласно которым в случае противоречия между законами, между законом и иным правовым актом всегда действует закон, больший по силе. Указанное положение распространяется и на земельное законодательство.К числу основных федеральных законов в системе земельного законодательства, регулирующих земельные отношения, помимо ЗК относятся: ФЗ о кадастре (СЗ РФ. 2007. N 36. Ст. 4017); ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582); ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024); ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель и ряд других.Указы Президента РФ и иные нормативные акты, регулирующие земельные отношения, нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, не могут противоречить ЗК и иным ФЗ.
2. Правительство РФ в пределах своих правомочий, установленных ст. 23 ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712), вправе принимать решения, регулирующие земельные отношения, в тех случаях, когда конкретным законом устанавливается такая компетенция (см. ст. ст. 8, 13, 14 и др.). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, содержащие нормы земельного права, могут издаваться только на основании и во исполнение ЗК и других федеральных законов и не могут противоречить им.Так, Закон Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" (Ежедневные новости. Подмосковье. 2004. N 117) не может противоречить ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель; Закон Московской области от 19.09.2008 N 126/2008-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2009 год" (Ежедневные новости. Подмосковье. 2008. N 206) основывается на Законе РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 44. Ст. 1424) и не может ему противоречить. Аналогичны действия и других субъектов РФ и органов местного самоуправления при принятии нормативных актов, регулирующих земельные отношения в своем регионе, например: Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2007 N 265-49 "О земельном контроле за использованием земель в Санкт-Петербурге"; решение Оренбургского городского Совета от 26.08.2008 N 651 "Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками муниципальной собственности г. Оренбурга"; распоряжение правительства Ставропольского края от 17.09.2008 N 284-рп "О мерах по рациональному использованию недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы в Ставропольском крае".