Комментарий к ст 61 Земельного кодекса РФ. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава IX] [Статья 61]
1. Обжалование в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, а также нормативных актов, не соответствующих закону в сфере землепользования, предусмотрено ст. 46 Конституции, Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, ГПК и АПК. Оспаривание нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, в судах общей юрисдикции осуществляется по правилам гл. 24 ГПК РФ (ст. ст. 251 - 253), а ненормативных (индивидуальных) актов - по правилам гл. 25 ГПК (ст. ст. 254 - 258). При этом обжалованию подлежат как единоличные, так и коллегиальные акты и действия.В арбитражных судах оспариваются нормативные и ненормативные акты органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающие земельные права и интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (см. статью 29 АПК РФ). Рассматривается указанная категория споров в соответствии с гл. 23 и 24 АПК.КС РФ могут также разрешаться споры о конституционности нормативных актов, регулирующих использование и охрану земель, на предмет соответствия Конституции. Особенностью признания нормативного правового акта не соответствующим Конституции, закону либо большему по силе акту является признание его недействующим с момента вынесения решения.
Признание ненормативного акта недействительным влечет распространение последствий негативных действий акта в части возмещения вреда (см. ст. 1069 ГК). Другая особенность - это возложение на орган, принявший акт, бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Вред (при наличии вины этих органов) возмещается соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.Иски и жалобы о признании ненормативных актов недействительными довольно разнообразны. Требования, как правило, сводятся к незаконному отказу в предоставлении земельного участка в аренду, незаконному изъятию земельного участка, об отводе принадлежащего истцу земельного участка другому лицу, о наложении штрафов за земельные правонарушения, о цене выкупа земельных участков, о понуждении граждан к заключению сделок и оплате действий, не соответствующих земельному законодательству РФ.2. О возмещении убытков, причиненных землевладельцу изданием незаконного акта государственного органа, подробнее см. комментарий к ст. 62.