Комментарий к ст 70.1 Земельного кодекса РФ. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава XI] [Статья 70.1]
1. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень оснований резервирования земель для публичных нужд. При этом основания различаются в зависимости от того, предоставлен ли земельный участок гражданам или юридическим лицам.Институт резервирования земель для публичных нужд известен давно. Он предусмотрен ст. ст. 90, 95, 102 ЗК и ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Соответствующие полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления закреплены ст. 14 ФЗ о местном самоуправлении и ст. ст. 9 - 11 ЗК. Однако при этом сам порядок резервирования земель законодательно установлен не был, что на практике приводило к ряду проблем, например при отказе в приватизации земельных участков. Комментируемой статьей порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд отнесен к компетенции Правительства РФ.Пункт 1 комментируемой статьи определяет цели, для которых может производиться резервирование земель. Сюда относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты использования атомной энергии, объекты обороны и безопасности, объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, объекты, обеспечивающие космическую деятельность, объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.
Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежащие резервированию или уже зарезервированные, ограничиваются в обороте, не подлежат отчуждению, приватизации, о чем информируются участники земельных отношений (см. ст. ст. 28, 56.1 ЗК). Произведение каких-либо работ на этих земельных участках после получения такой информации не допускается и влечет отказ в возмещении затрат. Участок, предоставленный конкретному землепользователю, может быть зарезервирован только в случаях отсутствия других вариантов возможного размещения объектов государственного или муниципального значения. Обязанность по доказыванию необходимости размещения объекта на конкретном земельном участке в случае спора будет возложена на администрацию муниципального образовании или иной орган, принявший решение о резервации (см. ст. 31 ЗК).2. Резервирование допускается указанными органами лишь при наличии пакета документов территориального планирования, подтверждающих такую необходимость и утвержденных в порядке, установленном ГрК. Однако в данном случае действует временное правило, в соответствии с которым до утверждения в установленном порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г. в целях резервирования земель для федеральных государственных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а в целях резервирования земель для государственных нужд субъектов РФ или муниципальных нужд - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.3. ЗК устанавливает некоторые ограничения в части резервирования земель. В частности, установлено, что земли для государственных или муниципальных нужд по общему правилу могут резервироваться на срок не более семи лет, а резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов, допускается на срок до двадцати лет. Следует отметить еще одно важное правило, согласно которому срок аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.