Комментарий к ст 90 Земельного кодекса РФ. Земли транспорта
[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава XVI] [Статья 90]
я1. В п. 1 комментируемой нормы содержится перечень основных объектов транспортной системы страны, для обеспечения деятельности которых предоставляются земли, и посредством этого дается определение понятия земель транспорта. Правовой режим земель транспорта регулируется ЗК, федеральными и региональными законами в зависимости от вида и назначения транспорта: автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта.Пункты 2 - 6 комментируемой статьи определяют основы правового режима различных видов земель.
2. Пункт 2 посвящен землям железнодорожного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут представляться земельные участки для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений и т.д.; установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Эти земли должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (см. ст. ст. 2, 9 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169).Земельные участки вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (РЖД) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.В уставный капитал РЖД (единого хозяйствующего субъекта) не подлежат внесению земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с российским законодательством. Единый хозяйствующий субъект без согласия Правительства РФ не вправе передавать в залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться находящимся в его собственности имуществом - малоинтенсивными железнодорожными линиями, участками и станциями со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельными участками, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение). Порядок распоряжения указанным в комментируемом пункте имуществом определяется Правительством РФ.Размеры земельных участков, предоставляемых под объекты железнодорожного транспорта, определяются проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, поскольку нормы предоставления отвода земель для железных дорог не менялись с 1997 г. Полосой отвода железных дорог являются прилегающие к железнодорожным путям земельные участки, использование которых определяют Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385). Полоса отвода используется для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов данной системы в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным природным и погодным воздействиям, в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны, правовой режим которых определяется Правительством РФ.Не влекущее за собой переход права собственности распоряжение (за исключением залога) имуществом, указанным в комментируемом пункте, осуществляется единым хозяйствующим субъектом самостоятельно. В пределах полосы отвода свободные земельные участки могут передаваться физическим и юридическим лицам по договорам в срочное пользование с условием соблюдения безопасности движения транспорта для сельскохозяйственных целей, устройства складов, погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, объектов наружной рекламы. Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством РФ ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.Судебная практика по спорам о праве собственности на земельный участок пришла к выводу, что для определения принадлежности участка следует выяснить, внесен ли он в уставный капитал ОАО "РЖД" в соответствии со сводным передаточным актом от 30.09.2003, утвержденным Минимуществом России, Федеральной энергетической комиссией, МПС России, за кем зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок регистрационной службой, а также учесть положения п. 3 ст. 20 ЗК и п. 9 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 6501/07).3. Земли автомобильного транспорта имеют целевое назначение. Общую характеристику правового режима земель автомобильного транспорта дает п. 3 комментируемой статьи. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог. Порядок установления границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 233 (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2049). Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.Под полосой отвода для федеральных автомобильных дорог понимается совокупность земельных участков, предоставленных для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, объектов дорожных хозяйств (размещения зданий, сооружений, наземных и подземных станций и устройств, автовокзалов и автостанций, защитных и декоративных лесонасаждений и других объектов, предназначенных для обслуживания этих дорог). Формирование этих участков земли осуществляется в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.В пределах границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги, которая определяется с учетом норм, утвержденных Минтрансом России, запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, ГИБДД и дорожного сервиса (иные автомобильные, а также железные дороги, линии связи и электропередач, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта и др.), которые по той или иной причине невозможно вынести за пределы полосы. Запрещается также проведение геологоразведочных, топографических, горных, изыскательских работ, распашка земли, уничтожение лесонасаждений, выемка грунта, установка рекламных щитов, не имеющих отношение к безопасности дорожного движения.Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Приобретение и прекращение прав на земельные участки, образующие полосу отвода федеральной автомобильной дороги, отнесение указанных земельных участков к соответствующей категории земель осуществляются в порядке, установленном ГК и ЗК. Земельные участки федеральной автомобильной дороги являются государственной собственностью, подлежат учету в государственном земельном кадастре недвижимости по заявлению федерального государственного учреждения - застройщика либо лица, в чьем оперативном управлении он закреплен. Передача автомобильных дорог и дорожных объектов для эксплуатации на платной основе юридическим лицам осуществляется в соответствии с нормами ЗК и ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".4. Земли морского и внутреннего водного транспорта имеют целевое назначение, регулируются КВВТ. Понятие земель водного транспорта дается через содержание объектов, предназначенных для использования и обслуживания морского и внутреннего водного транспорта: внутренние водные пути (естественные или искусственно созданные, обозначенные навигационными знаками); речной порт (комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта); причал, обустроенный для общего пользования в целях деятельности, связанной с перевозками; пункт отстоя (место, оборудованное в целях ремонта, технического осмотра судов и барж и других объектов).Объекты, находящиеся на территории порта, в виде недвижимости, сооружений, оборудования, причалы, разводные и подъемные мосты, ремонтные мастерские и т.д. могут находиться в любой собственности, но на них возлагается и обязанность по обслуживанию, обеспечению использования в соответствии с требованиями государственных стандартов безопасности судоходства. Собственник вправе производить отчуждение либо сдачу в аренду имущества в соответствии с нормами ГК.Внутренние водные пути сообщения, перечень которых утверждается Правительством РФ, находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства юридическими и физическими лицами.Особое значение имеет береговая полоса. Береговая полоса, составляющая 20 метров земли в ширину от края воды в глубь берега, может использоваться организациями внутреннего водного транспорта для работ, связанных с судоходством, а особые условия пользования ею устанавливаются Правительством РФ. Отвод земельных участков, выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство зданий и сооружений, хозяйственная и иная деятельность осуществляются в соответствии с требованиями ЗК и КВВТ с условием согласования с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Использование объектов, не связанных с обеспечением безопасности судоходства, не допускается.5. В п. 5 комментируемой статьи обозначены объекты воздушного транспорта, для которых предоставляются земельные участки. Это земли аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос, терминалов и других наземных объектов, обеспечивающих нормальное функционирование единой системы организации воздушного движения - воздушного транспорта. Указанные земли ограничены в обороте, и их предоставление в частную собственность возможно лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Правовой режим земель воздушного транспорта регулируется нормами земельного законодательства, Воздушного кодекса РФ, а также законами субъектов РФ.Отвод земельных участков для аэродромов, возведение строений, сооружений и других наземных объектов для каждого аэродрома согласовывается как с местными, так и федеральными органами исполнительной власти, со штабом военного округа и производится с учетом санитарных и иных норм. В целях исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деятельность организаций выполнения полетов устанавливается зона ограничения жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства. В целях безопасного взлета и посадок воздушного судна в районе аэродромов запрещается размещение животноводческих ферм, птицефабрик, строительство жилых домов и других объектов ближе 30 км - в полосах воздушных подходов и ближе 15 км - вне воздушных подходов. Организация любых объектов в районе аэродрома, деятельность которых может привести к ухудшению безопасности использования воздушного транспорта по любым параметрам (помех видимости, высоты сооружений, радиопомех, электромагнитных излучений, огнеопасности и др.), должна согласовываться с начальником наземных служб аэродрома.6. Режим земель трубопроводного транспорта регулируется помимо п. 6 комментируемой статьи также ФЗ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667); ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588) и другими нормативными правовыми актами. Нормы указанных актов определяют порядок передачи земельных участков для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения организациям - собственникам систем газоснабжения, определяют права и обязанности эксплуатирующих организаций в целях обеспечения нормальной транспортировки нефти, природного и сжиженного углеводородного газа, бензина, жидкого аммиака.В целях обеспечения безопасности устанавливаются охранные зоны. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются в порядке, установленном СНиПами, Правилами охраны магистральных трубопроводов (Постановление Госгортехнадзора России от 24.04.1992 N 9), других нормативных актов и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, производящих работы в местах прокладки магистральных трубопроводов. Ширина устанавливаемой охранной зоны вдоль трассы трубопроводов, подводных переходов, вокруг емкостей для хранения и иных объектов зависит от вида транспортируемого или содержащегося нефтепродукта.Земельные участки в охранных зонах не изымаются у правообладателей и используются ими по назначению с соблюдением указанных Правил. Правообладатели земельных участков не вправе чинить препятствия в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации негативных последствий, возникших в результате форс-мажорных обстоятельств. В целях безопасности любые действия в охранных зонах без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещены.Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27). В целях развития транспортной инфраструктуры земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут резервироваться.