Комментарий к ст 164 ЖК РФ. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
[Жилищный кодекс РФ] [Статья 164]
Комментарий к статье 164 ЖК РФ:1. Комментируемая статья посвящена регулированию отношений, складывающихся в связи с непосредственным управлением многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме. Указанный способ управления не является новым. В ранее действовавшем законодательстве (п. 2 ст. 20; п. 1 ст. 21 Федерального закона "О товариществах собственников жилья") непосредственное управление кондоминиумом также рассматривалось в качестве одного из способов управления единым комплексом недвижимого имущества. Однако ранее действовавшее законодательство допускало использование указанного способа управления лишь в случаях, когда многоквартирный дом включал в себя не более четырех помещений, принадлежащих двум, трем или четырем различным домовладельцам. Правила ЖК РФ снимают подобного рода ограничение, и в настоящее время не существует юридических препятствий для самостоятельного управления любым по количеству помещений многоквартирным домом. Препятствия могут возникнуть по причине отсутствия единого центра управления и сложности согласования позиций большого числа собственников, формально ничем не объединенных.2. В части 1 коммент. ст. содержится норма, устанавливающая основание и определяющая участников заключаемых договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут быть заключены только на основании решения общего собрания собственников помещений.
Участниками указанных договоров выступают с одной стороны все или простое большинство собственников помещений, а с другой - лица (организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие соответствующие виды деятельности.3. К договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме применяются нормы гл. 38 ГК РФ и § 2 гл. 37 ГК РФ в их системной взаимосвязи с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680).4. В части 2 коммент. ст. содержится норма, определяющая виды договоров, которые подлежат заключению каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. Это так называемая группа договоров по оказанию коммунальных услуг.К указанным договорам, помимо общих требований к гражданско-правовым договорам, применяются требования, закрепленные в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 (РГ. 2006. 31 мая), Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (РГ. 2006. 31 мая), Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 (СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876; 2007. N 30. Ст. 3940; РГ. 2008. 16 янв.), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (РГ. 2011. 1 июня).5. В части 3 коммент. ст. определены возможные варианты выбора лица, управомоченного действовать в интересах собственников помещений в отношениях с третьими лицами. Таких вариантов два. По первому из них в отношениях с третьими лицами участвует один из собственников помещений, избранный для выполнения этой функции общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По второму варианту от имени собственников помещений вправе действовать иное лицо, не являющееся собственником помещения в данном доме, но наделенное соответствующим полномочием, удостоверенным доверенностью, выданной ему всеми или простым большинством собственников помещений.6. На практике может возникнуть вопрос о том, достаточно ли одного решения общего собрания собственников помещений для представительства перед третьими лицами избранного собранием для этих целей собственника помещения представителя. В литературе высказано мнение о том, что "выдача такому лицу доверенности не требуется" (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005. С. 628 (автор коммент. - Н.Б. Косарева в соавт. с Д.П. Гордеевым, А.С. Пузановым, Д.Ю. Хомченко)). Представляется, что указанное мнение не вполне точно отражает существо отношений представительства. Действительно, в случаях совершения какой-либо сделки полномочия избранного общим собранием собственника помещения могут основываться в том числе и на указании закона, каковым является ч. 3 коммент. ст. Однако в ряде случаев, например, при совершении сделок, требующих нотариальной формы, одного решения общего собрания, отраженного в соответствующем протоколе, явно недостаточно.7. Анализ коммент. ст. в ее системной взаимосвязи с нормами, закрепленными в ст. 44 ЖК РФ, показывает, что многие или большинство вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе непосредственной его разновидностью, могут быть решены общим собранием собственников помещений (см. коммент. к ст. 44 ЖК РФ).