Комментарий к ст 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Компенсационный фонд саморегулируемой организации
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.16]
1. Об особенностях страхования членами саморегулируемой организации рисков, связанных с работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, см. комментарии к п. 3 ч. 12 ст. 55.5 Кодекса.
О трех конкретизированных обязательных требованиях, предъявляемых к статусу саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, в том числе материальном критерии обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами наличием соответствующего компенсационного фонда, см. комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.
Отметим, что обязательное условие о минимальном размере компенсационного фонда саморегулируемой организации действует, если такая организация самостоятельно установила в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 55.5 требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.
Основы правового регулирования формирования и функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации регламентированы положениями п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 10 ч. 1 ст. 7 и ст. 13 ФЗ о СРО.
Объемные положения комментируемой статьи устанавливают особенности создания и функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, к которым следует относить:
- обязанность саморегулируемой организации нести в пределах средств фонда субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 Кодекса;
- запрет освобождения члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации;
- определение исчерпывающего перечня четырех случаев выплаты из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;
- условия размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях (срок возврата средств из указанных активов десять рабочих дней);
- условия пополнения компенсационного фонда при осуществлении выплат из него средств саморегулируемой организации в соответствии со ст. 60 настоящего Кодекса (см. ч. 5 настоящей статьи);
- определение пяти категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации;
- определение шести категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства;
- порядок использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации при исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Основы правового регулирования субсидиарной ответственности регламентированы положениями ст. 399 ГК РФ, согласно которой субсидиарной является ответственность лица, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. При этом, во-первых, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Во-вторых, лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, то привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.
Следует отметить, что согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный п. 1 ст. 399 порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.2. Положения ч. 2 комментируемой статьи устанавливают запрет на освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации.
Согласно общими правилами ч. 14 ст. 13 ФЗ о СРО взыскание требований по любым обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Говоря об обязательности взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, обратим внимание на письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/207, в котором по вопросу подтверждения внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации сообщается, что с учетом норм п. 1 ст. 252, подп. 29 п. 1 ст. 264, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ подтвердить осуществленные расходы о внесении взносов в компенсационный фонд организация может следующими документами:
- копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;
- платежными поручениями на перечисление взносов;
- счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.3. В рассматриваемой части в продолжение норм о "неприкасаемом" характере компенсационного фонда также обозначен запрет на осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением исчерпывающего перечня из четырех случаев:
1) исполнение требований ч. ч. 4 и 5 ст. 3.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ в части возврата бывшему члену саморегулируемой организации уплаченных им взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если соблюдаются три обозначенных условия, в том числе о том, что виды работ, указанные в свидетельстве о допуске, до 1 августа 2010 г. были исключены из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) возврат ошибочно перечисленных средств;
3) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера в соответствии с нормами ч. 4 настоящей статьи, а также общими правилами ч. ч. 5 - 12 ст. 13 ФЗ о СРО;
4) осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности в порядке ч. 1 комментируемой статьи в целях возмещения вреда и погашения судебных издержек.4. Положения ч. 4 комментируемой статьи конкретизируют общие правила ч. ч. 5 - 11 ст. 13 ФЗ о СРО о функционировании компенсационного фонда саморегулируемой организации, согласно которым:
- размещение и инвестирование средств компенсационного фонда осуществляются через управляющие компании;
- специализированный депозитарий на основании договора об оказании услуг осуществляет контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда согласно принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларации;
- доход от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда;
- заключение договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием осуществляется по результатам конкурса согласно порядку, установленному внутренними документами саморегулируемой организации;
- в объекты недвижимости может быть инвестировано не более десяти процентов средств компенсационного фонда;
- в государственные ценные бумаги РФ должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда;
- дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией.
Особенностью функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, согласно рассматриваемым положениям, обозначено, во-первых, обязательное размещение средств этого фонда в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях. Во-вторых, срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней.5. Правила ч. 5 настоящей статьи включают условия пополнения компенсационного фонда при осуществлении выплат из него средств саморегулируемой организации в соответствии со ст. 60 Кодекса (при возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).
Так, законодателем установлена обязанность виновного члена (бывшего члена) и других членов саморегулируемой организации пополнить компенсационный фонд с учетом минимального размера в порядке п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 55.4 Кодекса, если его средствами осуществлена выплата на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом внесение взноса в компенсационный фонд должно быть обеспечено в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат, а порядок и размеры взносов устанавливаются уставом саморегулируемой организации.
Так, например, в соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 Положения о компенсационном фонде саморегулируемой организации "Региональное некоммерческое партнерство "Содружество строителей Республики Татарстан":
1) средства компенсационного фонда, потраченные в целях размещения средств компенсационного фонда партнерства, в целях его сохранения и увеличения его размера (подп. 2 п. 4.2 Положения) подлежат восполнению за счет виновного члена партнерства (бывшего члена партнерства). Незамедлительно при осуществлении соответствующей выплаты предъявляется требование о восполнении средств компенсационного фонда виновному лицу, и предпринимаются все необходимые действия для взыскания соответствующих средств, в том числе в судебном порядке;
2) при уменьшении размера компенсационного фонда ниже минимального исполнительный орган партнерства - Президент информирует об этом членов коллегии партнерства и вносит предложения о восполнении средств компенсационного фонда за счет взносов членов партнерства. Решение о дополнительных взносах в компенсационный фонд с целью его восполнения принимает коллегия партнерства. В решении коллегии партнерства должны быть указаны:
- причина уменьшения размера компенсационного фонда ниже минимального;
- размер дополнительного взноса в компенсационный фонд с членов партнерства;
- срок, в течение которого должны быть осуществлены взносы в компенсационный фонд;
- меры для предотвращения в последующем сбора дополнительных взносов в компенсационный фонд партнерства.
Обратим внимание на инструктивное письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 03-03-06/4/108, в котором указывается, что доходы саморегулируемой организации, являющейся в соответствии с ФЗ о СРО некоммерческой организацией, от размещения на депозитном счете средств компенсационного фонда не отнесены НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В связи с этим доходы, полученные от размещения на депозитном счете средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
В другом письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 мая 2010 г. N 03-11-06/2/79 об обложении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, полученных в качестве процентов по договору банковского вклада налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), говорится, что:
- на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ;
- при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ;
- согласно п. 6 ст. 250 НК РФ доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, относятся к внереализационным доходам;
- статья 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что организации вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом;
- доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.6. Положения рассматриваемой части устанавливают пять категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Критерии первой категории минимального взноса в компенсационный фонд при осуществлении работ по организации подготовки проектной документации реализуют правило минимального размера такого фонда, установленное нормами п. 2 ч. 1 ст. 55.4 Кодекса, и определяют минимальную учитываемую стоимость планируемых работ (5 млн. руб.).
Критерии других четырех категорий определены согласно увеличению стоимости планируемых работ по организации подготовки проектной документации по одному договору до 300 млн. руб.
При анализе правового регулирования порядка внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации следует указать на обозначенные в ч. ч. 1.1, 10.1 и 11 ст. 55.8 Кодекса особенности правового механизма допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно которым:
- член саморегулируемой организации не может приступить к видам работ при наличии соответствующего свидетельства, если им не соблюдается планируемая стоимость работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Таким образом, при превышении стоимости договора (договоров) по выполнению работ планируемой стоимости работ член саморегулируемой организации обязан сперва покрыть взносом в компенсационный фонд разность превышения, а затем приступать к работе;
- количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации, не ограничивается;
- член саморегулируемой организации обязан до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации согласно комментируемым положениям;
- основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, предусмотренном ч. 10.1 ст. 55.8 Кодекса.7. Часть 7 комментируемой статьи определяет шесть категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Критерии первой категории минимального взноса в компенсационный фонд при осуществлении работ по организации строительства реализуют правило минимального размера такого фонда, установленное нормами п. 2 ч. 2 ст. 55.4 Кодекса, и определяют минимальную учитываемую стоимость планируемых работ (10 млн. руб.).
Критерии других пяти категорий определены согласно увеличению стоимости планируемых работ по организации строительства по одному договору до 10 млрд. руб.8. Последней особенностью функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности согласно ч. 8 рассматриваемой статьи обозначен порядок использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации при исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Таким образом, снятие статуса саморегулируемой организации с некоммерческого партнерства лишает его права распоряжаться средствами компенсационного фонда, которые в данном случае подлежат зачислению на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида и могут быть:
- использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- размещены в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях в порядке норм ч. 4 комментируемой статьи.
Следует добавить, что в соответствии с положениями п. 9.1 ч. 3 ст. 55.22 Кодекса принятие решения об осуществлении выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций и средства компенсационного фонда которой зачислены на счет Национального объединения саморегулируемых организаций, по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда согласно ст. 60 Кодекса, входит в расширенный перечень одиннадцати полномочий совета Национального объединения саморегулируемых организаций.