Комментарий к ст 531 ГК РФ. Исполнение государственного или муниципального контракта
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 531]
1. Исполнение государственного или муниципального контракта поставки товаров включает в себя исполнение обязанностей сторонами контракта, которые носят частноправовой характер, в связи с чем исполнение государственного или муниципального контракта поставки товаров подчиняется правилам ст. ст. 506 — 522 ГК РФ о поставке товаров. Это не ограничивает применение к государственному или муниципальному контракту также общих норм о договоре купли-продажи и об исполнении обязательств. В то же время для государственного или муниципального заказчика исполнение контракта представляет собой реализацию функций публично-правового характера, например, с перечислением бюджетных средств в качестве оплаты поставщику. В связи с этим на правовое регулирование исполнения государственного или муниципального контракта в определенной степени оказывают влияние и нормы публичного права, прежде всего административного, финансового.Кроме того, необходимо учитывать при исполнении контракта специфику данных договорных отношений, в частности то, что:— контракт может быть заключен в интересах как самого государственного или муниципального заказчика, так и другого лица, указанного заказчиком, на которых возлагается обязанность по приемке поставляемого товара;— обязанность по оплате в любом случае независимо от того, кто является получателем, возлагается на государственного или муниципального заказчика. Иное может быть предусмотрено в государственном или муниципальном контракте.
(
2. Особенности исполнения государственного или муниципального контракта, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотрены специальными федеральными законами.Так, ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки, а также несет иную ответственность, установленную законодательством РФ и государственным контрактом.Продукция, не соответствующая требованиям к ее качеству, а также некомплектная продукция считаются непоставленными.Отдельными нормативными правовыми актами предусматриваются меры экономического стимулирования поставщиков, выполняющих государственные заказы. Так, ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ) в целях экономического стимулирования головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа предусматривает выделение ассигнований за счет федерального бюджета на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их современным оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов; гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксированного уровня рентабельности по видам оборонной продукции (работ, услуг), обеспечивающего создание устойчивой финансовой базы для производственного, научно-технического и социального развития организаций — головных исполнителей (исполнителей) посредством использования механизма формирования цены продукции (работ, услуг) и др.В качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта может быть применено лишение права на экономическое стимулирование.Особые требования к исполнению государственного контракта на поставку сельскохозяйственной продукции предусмотрены Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», согласно ст. 6 которого Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных государственным контрактом, в том числе 25% после заключения государственного контракта и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства — выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства. Расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы расчетов, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственными контрактами. Также определяется и срок платы за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим предприятиям и организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим предприятиям и организациям. При инкассовой форме расчетов этот срок составляет 10 дней, а по скоропортящимся товарам — до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.Статья 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ устанавливает особенности ответственности как поставщика, так и государственного заказчика. Применение мер ответственности к нарушителю, а именно уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено государственным контрактом.Учитывая специфику сельскохозяйственной продукции, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Это касается прежде всего поставщика сельскохозяйственной продукции.Кроме того, вышеназванным Законом установлена неустойка за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребителями (покупателями) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. Взыскание пени производится в безакцептном порядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5% от суммы взысканной пени.3. Государственный или муниципальный заказчик наряду с обязанностями по приемке продукции и ее оплате несет ответственность за своевременное доведение государственного или муниципального заказа до головного исполнителя (исполнителя), за целевое использование выделяемых ему за счет государственного или муниципального бюджета средств для авансирования и оплаты продукции. На эти обязанности обращается внимание в ст. 10 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ.4. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при выполнении государственных контрактов на поставку продукции для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.
(