Комментарий к ст 101.1 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2007 г.
[Налоговый кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 101.1]
1. В пункте 1 ст. 101.1 Кодекса установлено, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен соответствующий акт.Лицами, о которых идет речь в комментируемой статье, являются:банки в случае совершения ими правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями гл. 18 Кодекса (см. комментарий к ст. 106 Кодекса);свидетели, эксперты, переводчики и специалисты, а также органы, учреждения, организации и должностные лица, обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 107 Кодекса).Акт составляется по установленной форме (см. ниже) и подписывается должностным лицом налогового органа, его составившим, и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.В случае отказа лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт об этом делается соответствующая отметка в этом же акте.2. Пункт 2 ст. 101.1 Кодекса устанавливает требования к содержанию акта. Так, в акте должны быть указаны:документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.3. Согласно п. 3 ст. 101.1 Кодекса форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.Форма акта о нарушении законодательства о налогах и сборах приведена в приложении N 7 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60.В соответствии с п. 4.2 Инструкции при подготовке акта должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной налоговой проверки (см. комментарий к ст. 100 Кодекса).Пунктом 4.3 Инструкции предусмотрено, что к акту прилагаются:копии документов (при их наличии), подтверждающих отраженные в акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах;протоколы допроса свидетелей;расчеты сумм пени;иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения акта.4. Пункт 4 ст. 101.1 Кодекса предусматривает, что акт должен быть вручен лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку.В случае, когда указанное лицо уклоняется от получения акта, это согласно п. 1 комментируемой статьи должно быть отражено в акте.Акт также может быть передан лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, иным способом, но при этом должна быть подтверждена дата получения акта этим лицом. При этом для случая направления акта по почте заказным письмом п. 4 комментируемой статьи установлено, что датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.5. В соответствии с п. 5 ст. 101.1 Кодекса лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, согласно п. 5 комментируемой статьи также имеет право приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.Срок, в течение которого лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе представить письменные объяснения (возражения) по акту, как установлено п. 5 комментируемой статьи, составляет две недели со дня получения акта.Представляется, что на применение срока, установленного п. 5 ст. 101.1 Кодекса, распространяется разъяснение, данное Пленумом ВАС России в п. 29 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, т.е. что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, в обоснование своих возражений по акту, независимо от того, представлялись ли эти документы налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 Кодекса (см. комментарий к ст. 100 Кодекса).6. В пункте 6 ст. 101.1 Кодекса установлен срок рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа акта, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документов и материалов, представленных лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах: в течение не более 14 дней по истечении срока, установленного п. 5 комментируемой статьи для представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, объяснений (возражений) по акту.7. В случае, если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, представило письменные объяснения или возражения по акту, то согласно п. 7 ст. 101.1 Кодекса материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей.При этом в соответствии с п. 7 комментируемой статьи о времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган обязан известить лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. В случае же, если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие.8. Пункт 8 ст. 101.1 Кодекса предусматривает вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов одного из следующих решений:1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.В приложениях к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 приведены примерные формы предусмотренных п. 8 комментируемой статьи решений:в приложении N 8 - примерная форма о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;в приложении N 9 - примерная форма об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;в приложении N 6 - примерная форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.9. В пункте 9 ст. 101.1 Кодекса установлены требования к содержанию решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Так, в решении излагаются:обстоятельства допущенного нарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности.В соответствии с п. 4.10 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 требования к содержанию решения об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля аналогичны требованиям, установленным указанной Инструкцией к содержанию решения налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, выносимого по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).10. Пункт 10 ст. 101.1 Кодекса устанавливает, что вынесенное решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является основанием для направления этому лицу требования об уплате пеней.О порядке и сроках направления требования об уплате пеней см. комментарии к ст. 69 и 70 Кодекса.С 1 января 2006 г. в п. 10 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ внесено изменение, согласно которому вынесенное решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является также основанием для направления этому лицу требования об уплате штрафов. Речь идет о направлении этому лицу требования об уплате суммы налоговой санкции в порядке, предусмотренном ст. 103.1 Кодекса, также включенной в Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ и вступившей в силу с 1 января 2006 г. (см. комментарий к ст. 103.1 Кодекса).Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ п. 10 комментируемой статьи также дополнен положением, вступившим в силу с 1 января 2006 г. и устанавливающим последствия неуплаты или неполной уплаты пеней и штрафов в срок, указанный в требовании. В этом случае налоговый орган принимает решение о взыскании причитающихся к уплате пеней и штрафов. Порядок принятия такого решения, как установлено п. 10 комментируемой статьи, аналогичен порядку, предусмотренному ст. 46 - 48 Кодекса, т.е.:за счет денежных средств, находящихся на счетах организации, индивидуального предпринимателя в банках - в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 46 Кодекса;за счет иного имущества организации, индивидуального предпринимателя - в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 47 Кодекса;за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 48 Кодекса.11. В пункте 11 ст. 101.1 Кодекса предусмотрено, что копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней должны быть вручены лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку.Копия решения налогового органа и требование об уплате пеней могут быть переданы лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, иным способом, но при этом должна быть подтверждена дата получения копии решения и требования.В случае, если указанными способами копию решения налогового органа и (или) требование вручить лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, невозможно, то документы согласно п. 11 комментируемой статьи отправляется по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после их отправки.12. Пунктом 12 ст. 101.1 Кодекса установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований комментируемой статьи, т.е. установленного порядка производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.Представляется, что на применение п. 12 комментируемой статьи распространяется разъяснение данное в п. 30 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении п. 6 ст. 101 Кодекса, т.е. нарушение должностным лицом налогового органа требований ст. 101.1 Кодекса не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).13. В случае выявления налоговым органом нарушений, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, в соответствии с п. 13 ст. 101.1 Кодекса уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении.Как следует из п. 13 комментируемой статьи, рассмотрение дел об административных правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, т.е. КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (см. также комментарий к ст. 101 Кодекса).