Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект - "доходы минус расходы"). Как можно исправить допущенные в предыдущем налоговом периоде ошибки после представления годового отчета и сдачи в ИФНС книги доходов и расходов? Ответ: Прежде всего отметим, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, осуществляемого в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухучете) . Поэтому "упрощенец" имеет право не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Если ваша организация все-таки ведет бухучет и сдает в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, то нужно иметь в виду следующее. В бухгалтерском учете исправительные проводки делаются в том отчетном периоде, когда была обнаружена ошибка. Это касается ошибок как прошлых лет, так и допущенных в текущем году (п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н) . Порядок исправления ошибок, выявленных налогоплательщиком при исчислении налогов, определяется
ст. 54 НК РФ, а внесение изменений в налоговые декларации -
ст. 81 НК РФ. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным (налоговым) периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (абз. 2 п. 1
ст. 54 НК РФ) . Все необходимые дополнения и изменения налогоплательщик обязан внести в налоговую декларацию, сданную за прошлый отчетный (налоговый) период, путем представления уточненной декларации (п. 1
ст. 81 НК РФ) . Уточненную налоговую декларацию, представляемую в налоговую инспекцию, желательно сопроводить письмом с приложением копий всех необходимых документов, поясняющих причину выявленной ошибки и ее размер. Организации, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ (п. 3 ст. 4 Закона о бухучете) .
Статьей 346.24 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н) . Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком книги учета доходов и расходов указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации и скрепляется печатью организации, а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа. Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов возможно при условии обоснованности такого исправления. Исправление должно быть подтверждено подписью руководителя организации с указанием даты исправления и печатью организации. Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что книга учета доходов и расходов уже заверена и скреплена печатью налогового органа, организация имеет право внести в книгу исправления и подать уточненную декларацию. Минфин России в Письме от 15.12.2003 N 04-02-05/1/108 советует для исправления ошибок перечеркнуть неверное значение показателя, отраженное в книге учета доходов и расходов, и вписать правильное. И. Горшкова Эксперт АКДИ Подписано в печать 25.12.2006