Комментарий к ст 28 Земельного кодекса РФ. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава V] [Статья 28]
1. В норме п. 1 комментируемой статьи, содержится общее положение, определяющее, в каких случаях и на каких правах должны предоставляться государственные и муниципальные земельные участки. Данное положение касается и предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определяется ст. ст. 30 - 32, 34 ЗК.В собственность или аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам с учетом положений ст. ст. 15, 22 ЗК. В постоянное (бессрочное) пользование такие земельные участки могут быть предоставлены только лицам, которые указаны в п. 1 ст. 20 ЗК: государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. На праве безвозмездного срочного пользования земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут предоставляться как гражданам, так и юридическим лицам в случаях, установленных в п. 1 ст. 24 ЗК (см. комментарий к ст. 24).
Под предоставлением земельного участка следует понимать первичное выделение новых земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, лицам, которые не обладали правами на данный земельный участок. Этим предоставление отличается от переоформления, которое заключается в изменении существующих прав на земельный участок.При применении норм о приобретении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые для реализации полномочий Российской Федерации, следует учитывать Постановление Правительства РФ, устанавливающее до 1 января 2010 г. мораторий на согласование сделок, связанных с распоряжением такими земельными участками (см. комментарий к п. 1 ст. 17 ЗК).2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает общее правило о платности предоставления земельных участков. Соответственно, в данном случае основанием возникновения права собственности на земельные участки служит юридический состав, включающий административно-правовой акт (решение о предоставлении земельного участка) и договор купли-продажи земельного участка.Бесплатно земельные участки могут предоставляться исключительно в случаях, указанных в земельном законодательстве (см. п. 1 ст. 2 ЗК). Указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты, устанавливавшие основания бесплатного приобретения земель из государственной, муниципальной собственности гражданами и юридическими лицами применению не подлежат с момента введения в действие ЗК. Следовательно, общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан, юридических лиц применяется в соответствии с одним из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества - отчуждения такого имущества в частную собственность на возмездной основе (см. Определение КС РФ от 25.12.2003 N 513-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Сервис" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Учет. Налоги. Право. Официальные документы. 2004. 31 марта. N 12).Например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы имеют право на бесплатное получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с ЗК, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности (п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // ВВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247).Субъекты РФ вправе устанавливать случаи, при которых могут передаваться бесплатно земельные участки из фонда перераспределения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 10 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).3. В п. 4 комментируемой статьи содержатся общие положения, допускающие отказ в предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в указанных в настоящем пункте случаях. Данные положения находят развитие в нормах иных федеральных законов.Так, согласно ст. 10 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, гражданам для сенокошения и выпаса скота только в аренду. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Прямой запрет на приватизацию некоторых видов земельных участков также имеется в п. 8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного имущества".Следует обратить внимание, что решением ВС РФ от 28.02.2003 N ГКПИ03-52 разъяснено, что предусмотренные п. 4 ст. 28 ЗК основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков, а не тех, которые уже предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.4. В п. 5 содержится специальная норма, устанавливающая императивное правило о возмездности приобретения земельных участков иностранными лицами и лицами без гражданства. Тем самым законодатель вводит некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, устанавливая изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.