Комментарий к ст 352 ТК РФ. Способы защиты трудовых прав и свобод
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 56] [Статья 352]
Статья 352 ТК устанавливает общие положения о перемещении товаров для личного пользования:- нормативные правовые акты, которыми регулируется перемещение товаров для личного пользования;- применение мер тарифного и технического регулирования;
- порядок установления критериев для освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования при перемещении через таможенную границу.По общему правилу товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с правилами главы 49 ТК. Однако в части, не урегулированной главой 49 ТК, порядок перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу определяется таможенным законодательством Таможенного союза, состав которого определен в п. 1 ст. 3 ТК.Следовательно правовое регулирование порядка перемещения товаров для личного пользования осуществляется на трех уровнях:- международном (например, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" <467>);--------------------------------
<467> Бюллетень международных договоров. 2012. N 6.- наднациональном (например, решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем");- национальном.Однако основное правовое регулирование порядка перемещения товаров для личного пользования осуществляется только на международном и наднациональном уровнях.Существуют нормативные правовые акты, регулирующие как определенные виды товаров для личного пользования, так и направления перемещения товаров для личного пользования. Например, п. 3 ст. 1 Соглашения от 18 июня 2010 г. установлены особенности регулирования, касающиеся наличных денежных средств (денег) и денежных инструментов, а также при вывозе товаров для личного пользования с территории Калининградской области Российской Федерации и ввозимых на остальную часть таможенной территории Таможенного союза или товаров для личного пользования вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и ввозимых на территорию Калининградской области Российской Федерации.Порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов определяется Договором государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" <468>.--------------------------------
<468> Бюллетень международных договоров. 2012. N 6.Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок перемещения товаров для личного пользования с территории Калининградской области Российской Федерации и ввозимых на остальную часть таможенной территории Таможенного союза или товаров для личного пользования, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и вывозимых на территорию Калининградской области Российской Федерации, в настоящее время еще не принят. Разработка проекта Соглашения об особенностях перемещения товаров и транспортных средств с территории Таможенного союза на территорию Таможенного союза, включая территорию Калининградской области Российской Федерации, через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза <469>, признана целесообразной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 685 "Об особенностях перемещения товаров Таможенного союза через территорию государств, не являющихся членами Таможенного союза" <470>. Несмотря на важность этого Соглашения, проект проходит внутригосударственные согласования уже в течение нескольких лет.--------------------------------
<469> Проект Соглашения опубликован на официальном сайте Евразийской экономической комиссии // http://www.tsouz.ru/KTS/KTS28/Documents/P_685.pdf (дата обращения: 04.05.2013).<470> http://www.tsouz.ru/KTS/KTS28/Pages/R_685.aspx (дата обращения: 04.05.2013).Тем не менее, положения из проекта Соглашения рекомендуется использовать до подписания и вступления в силу Соглашения. Например, Таможенный комитет Союзного государства в письме от 14 октября 2010 г. N ТКС-10/5 "О перемещении товаров и транспортных средств для личного пользования между территорией Калининградской области Российской Федерации и остальной частью единой таможенной территории Таможенного союза" предлагает руководствоваться рядом положений из проекта Соглашения. В письме ФТС России от 17 августа 2011 г. N 04-27/39485 "О контроле за перемещением товаров Таможенного союза" <471> рекомендовано использовать ряд положений проекта Соглашения, касающихся перечня документов, на основании которых может быть подтвержден статус товаров Таможенного союза.--------------------------------
<471> Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 09.09.2011. N 35.Установлено, что к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного <472> и технического регулирования <473> (п. 2 ст. 352 ТК).--------------------------------
<472> Меры нетарифного регулирования осуществляются посредством введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера и устанавливаются международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подп. 17 п. 1 ст. 4 ТК).<473> Меры технического регулирования относятся к запретам и ограничениям и устанавливаются международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.Перечень критериев, на основании которых товары, перемещаемые через таможенную границу, могут быть отнесены к товарам для личного пользования, устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 352 ТК). В соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" <474> (далее - Соглашение от 18 июня 2010 г.) решение об отнесении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования принимается с применением системы управления рисками с учетом:--------------------------------
<474> Бюллетень международных договоров. 2012. N 6. Июнь.- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной <475> или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением от 18 июня 2010 г.;--------------------------------
<475> Текст приведен в соответствии с Соглашением от 18 июня 2010 г., однако в соответствии с ТК устная форма декларирования не предусмотрена.- характера и количества товаров;- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.Однако некоторые товары, исходя из их предназначения, независимо от указанных критериев, никогда не могут быть отнесены к товарам для личного пользования. Перечень таких товаров приводится в приложении 1 к Соглашению от 18 июня 2010 г.При кажущейся четкости определения и указания критериев необходимо отметить, что физическому лицу сложно предсказать решение таможенного органа в отношении отнесения товара к товарам для личного пользования. Если проверить наличие товара в приложении 1 к Соглашению от 18 июня 2010 г. возможно, то предположить, каким будет решение таможенного органа на основании характера и количества товаров, представляется трудно разрешимой задачей.Например, ни одним нормативным правовым актом не установлено количество товара и частота перемещений физического лица, которые бы могли однозначно свидетельствовать о том, что товары не могут быть отнесены к товарам для личного пользования. Отсутствие четкой регламентации дает возможность таможенным органам использовать разнообразные критерии в решении вопроса об отнесении товаров к товарам для личного пользования. В первую очередь в зоне риска оказываются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Например, в одном случае таможенные органы посчитали, что доказательством ввоза товаров в коммерческих целях является дополнительный вид деятельности индивидуального предпринимателя, занимающегося розничной торговлей в неспециализированных магазинах <476>. В другом случае доказательством того, что товары не являются товарами для личного пользования, послужил ввоз индивидуальным предпринимателем нескольких изделий одинакового вида различных размеров и одновременного ввоза аналогичного товара супругой индивидуального предпринимателя <477>.--------------------------------
<476> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2012 г. по делу N А05-8010/2011.<477> Постановление ФАС Московского округа от 11 декабря 2012 г. по делу N А40-18703/12-2-93.Не утратил силу и используется как в деятельности таможенных органов, так и в судебной практике <478> Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 3 декабря 2003 года N 1381 <479>, в соответствии с п. 33 которого "однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, получающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата". При этом этот критерий используется не только в отношении товаров в международных почтовых отправлениях, но и при ввозе товара в сопровождаемом багаже, а в этом случае в зоне риска оказываются не только физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Например, при определении цели ввоза товаров доводы безработного гражданина о том, что он ввез двенадцать однородных изделий в подарок своим родственникам, были отвергнуты как таможенными органами, так и судом <480>.--------------------------------
<478> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 июля 2012 г. по делу N А43-24404/2011.<479> Российская газета. 30.01.2004. N 16.<480> Решение Московского городского суда от 18 апреля 2012 г. по делу N 7-733.Необходимо отметить, что большинство вопросов по отнесению товаров к товарам для личного потребления связаны с новыми товарами. Критерии для определения товаров, бывших в употреблении, более четкие. Так, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010 товарами, бывшими в употреблении, считаются товары, имеющие видимые признаки носки, стирки, эксплуатации. Однако этот термин используется только в отношении товаров для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами, а также физическими лицами, признанными в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства при выполнении ряда условий (приложения 3 и 4 Соглашения от 18.06.2010).