Комментарий к ст 10 Земельного кодекса РФ. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава I] [Статья 10]
1. Согласно ст. 72 Конституции в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации находятся земельное законодательство, полномочия в области управления и распоряжения природными ресурсами, связанные в том числе с использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры и др.). В силу указанного закрепленные за субъектами РФ полномочия по содержанию похожи на полномочия, предоставленные Российской Федерации, но их объем и характер можно определить как "восполняющий и конкретизирующий". Совместное управление рядом вопросов обусловлено необходимостью оперативного управления землей с учетом специфики региональных и местных условий. В связи с этим ЗК и иными федеральными законами за субъектами РФ закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в их собственности, право выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в собственности граждан, юридических лиц, для нужд субъекта собственности.Субъектом РФ могут быть урегулированы все земельные отношения, в том числе не урегулированные на федеральном уровне, за исключением тех, что отнесены федеральными законами к специальным полномочиям Российской Федерации. Особенности реализации полномочий в области земельных отношений субъектов РФ выражаются в возможности формирования собственного законодательства. Некоторые полномочия субъектов РФ в части принятия нормативных актов, а также управления земельным фондом предусматриваются в конкретных федеральных правовых актах (см. ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель). Но при этом должны учитываться как основные принципы, установленные ст. 1 ЗК, ФЗ, исключительные полномочия Российской Федерации, так и установленные конституциями (уставами) субъектов в целях обеспечения рационального использования, надлежащей охраны земли и природных ресурсов на территории субъекта с учетом требований и других смежных законов.2. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений реализуются специальными органами, осуществляющими управление данными отношениями (агентства, службы и т.д.). Объем и структура соответствующей земельной собственности определяются в порядке, установленном ЗК. Органы управления субъектов РФ согласно своей компетенции формируют региональные программы использования и охраны земель; устанавливают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность; кадастровую стоимость земельных участков, арендную плату за земельные участки, находящиеся в их собственности; порядок предоставления служебных наделов; порядок предоставления информации о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд; вопросы регулирования частного и публичного сервитута; устанавливают основания изъятия земельных участков для нужд субъекта, помимо установленных ЗК; порядок утверждения и изменения черты городских и сельских поселений; порядок включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных; порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения; порядок резервирования земель и отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения; порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, которые предполагается объявить землями особо охраняемых территорий регионального значения, и порядок их использования; порядок уведомления органами исполнительной власти субъекта РФ собственников, землевладельцев и землепользователей об особом режиме использования придорожных полос; условия предоставления земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения.