Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 16 ГК РФ. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 16]
1. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это положение имеет чрезвычайно важное значение для отношений государства и общества прежде всего потому, что оно обеспечивает восстановление нарушенных прав граждан в случае неправомерного поведения органов публичной власти или их должностных лиц. Кроме того, юридическая возможность взыскания с государства убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу, наряду с положениями ст. ст. 281, 306 ГК РФ и иными нормами гражданского права представляет собой серьезную превентивную меру, создающую правовые гарантии защиты от произвола или безразличия публичной власти.Указанная конституционная норма конкретизирована в положениях комментируемой статьи, входящих в институт возмещения вреда, причиненного актами власти. В большей степени подробно правила возмещения вреда, причиненного актами власти, установлены ст. ст. 1069 — 1071 ГК РФ. Однако нельзя не признать особое значение того обстоятельства, что сама возможность привлечения государства к гражданско-правовой ответственности была закреплена в части первой ГК РФ, в гл. 2 «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав».Между тем нормы публичного права также упоминают об ответственности государства (или его органов) перед гражданами и юридическими лицами. Так, в соответствии со ст. 35 НК РФ «налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей». Сходные положения содержатся в ст. 413 ТмК РФ. Глава 18 УПК РФ регулирует порядок так называемой реабилитации, т.е. «возмещения имущественного вреда, устранения последствий морального вреда и восстановления в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах», в ряде случаев прекращения уголовного преследования. Однако подобного рода нормы публичного права расходятся с положениями гражданского законодательства и вряд ли могут быть включены в институт возмещения вреда, причиненного актами власти, поскольку деликтные отношения с участием государства являются имущественными, основаны на равенстве сторон и входят в предмет гражданского права (ст. 2 ГК). Как известно, Российская Федерация и иные публично-правовые субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.Основанием ответственности государства за причиненный гражданину или юридическому лицу вред является деликт — незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления. Особенности условий ответственности публично-правового субъекта определены ст. ст. 1069 — 1070 ГК РФ.Противоправность деяния органа государственной власти или местного самоуправления может выражаться в том числе и в бездействии, например в непринятии требуемого индивидуального правового акта, в нарушении установленных законом сроков судебного разбирательства и пр.Интересно заметить, что ст. 6 ТмК РФ устанавливает ответственность государства за убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено указанным Кодексом. Цитированная норма не встречается в иных законодательных актах, не известны и случаи применения ее на практике. ( К сожалению, нередко тот или иной нормативный правовой акт должен быть принят в определенный срок, но соответствующий государственный орган такую обязанность не выполняет. Неисполнение этой обязанности в целом ряде ситуаций влечет возникновение убытков у граждан и организаций. Так, например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 11-П положение ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 19 июля 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» , предписывающее исчисление платежей по договору пожизненного содержания с иждивением производить с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, было признано не соответствующим Конституции РФ. Однако в силу названного Постановления данное положение утратит силу с момента введения в действие нового правового регулирования, которое законодатель был обязан принять в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 г., но не принял до сих пор . Получатели ренты по сей день не получают дохода в том размере, который отвечал бы требованиям, определенным актом Конституционного Суда РФ.——————————— Собрание законодательства РФ. 2000. N 26. Ст. 2729. В январе 2009 г. в Государственную Думу депутатом П.В. Крашенинниковым был внесен проект федерального закона N 149449-5, предусматривающий устранение названных неконституционных положений. Однако этот проект не рассмотрен Государственной Думой по настоящее время.Между тем проблема понуждения органа государственной власти к своевременному принятию необходимого нормативного правового акта и установления имущественной ответственности за нарушение такой обязанности не исследована в современной науке, не доказана должным образом и ее принадлежность к сфере частного права.2. Комментируемая статья закрепляет право гражданина или юридического лица на возмещение убытков. Однако возмещение убытков в деликтном правоотношении выступает лишь как способ возмещения имущественного вреда (ст. 1082 ГК). Поэтому более широко последствия причинения вреда актами власти определены в ст. 1069 ГК РФ, в соответствии с которой в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу.Таким образом, гражданин вправе требовать также компенсации причиненного ему морального вреда, если, разумеется, к тому есть основания, установленные ст. 151 ГК РФ. Случаи компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда закреплены ст. 1100 ГК РФ. Следует также заметить, что не исключается компенсация морального вреда и в случае нарушения органами государственной власти права гражданина на судебную защиту. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 6-П и Определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. N 734-О-П, право на судебную защиту является личным неотчуждаемым правом каждого человека. В связи с этим существует возможность применения ст. 151 ГК РФ в указанных отношениях.Имущественный вред, причиненный актами власти, возмещается в соответствии с принципом полного возмещения убытков (п. 1 ст. 15 ГК), при этом размер убытков определяется по общим правилам (п. 2 ст. 15 ГК).Так, решением арбитражного суда ОАО было отказано в иске к Министерству РФ по налогам и сборам о взыскании за счет казны Российской Федерации ущерба, в сумму которого истцом были включены расходы на представительство его интересов в суде. Суд указал, что данные расходы являются не убытками, возмещаемыми по правилам, установленным ГК РФ, а судебными издержками, которые возмещаются в особом порядке, установленном процессуальным законодательством, однако ни АПК РФ, ни НК РФ возмещение расходов по ведению дел представителями в судах и оказанию юридических услуг прямо не предусматривают. Рассматривая жалобу ОАО, Конституционный Суд РФ отметил, что «исключение расходов на представительство в суде и на оказание юридических услуг из состава убытков, подлежащих возмещению в порядке статей 15, 16 и 1069 ГК Российской Федерации в системной связи с его статьей 1082, свидетельствует о том, что толкование указанных норм, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, в том числе путем возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти (статья 53 Конституции Российской Федерации), при рассмотрении конкретного дела было осуществлено вопреки их конституционно-правовому смыслу, чего суды не вправе были делать» .——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О.Этот акт конституционного толкования подчеркивает не только незыблемость принципа полного возмещения убытков, но и несостоятельность ссылок на положения публичного права, определяющие отношения по поводу причинения вреда актами власти. В частности, в силу ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в полном объеме .——————————— Конституционно-правовой смысл этого положения выявлен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П, Определениях Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. N 42-О, N 43-О.3. Важным положением комментируемой статьи является указание на субъекта ответственности за вред, причиненный актами власти. Таким субъектом является само публично-правовое образование — Российская Федерация, соответствующий субъект Федерации или муниципальное образование, а убытки возмещаются за счет соответствующей казны. В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.Как было впервые отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового либо иного управомоченного органа. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу либо к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием для отказа в принятии искового заявления либо для его возвращения без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.Впоследствии Высший Арбитражный Суд РФ дополнительно разъяснил, что при удовлетворении исков к казне в резолютивной части решения суда должно говориться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. ст. 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну .——————————— Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».4. Специальный вид ответственности государства за причинение вреда — ответственность за вред, причиненный нарушением установленных сроков судопроизводства.Так, 4 мая 2010 г. опубликован и с этого же дня вступил в силу Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в соответствии с которым граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение.С учетом того что действующее гражданское законодательство, как уже отмечалось, содержит такой способ защиты, как возмещение вреда (как имущественного, так и морального), причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возникает, пожалуй, главный с практической точки зрения вопрос — вопрос о соотношении существующих способов защиты со вновь введенным. В силу Постановления Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П положения ст. 1070 ГК РФ не могут служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением.Пункт 4 ст. 1 Закона о компенсации указывает, что «присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения». По смыслу названного Закона одновременное взыскание сумм компенсации морального вреда и материальной компенсации за одно и то же нарушение невозможно.Хотя Закон о компенсации прямо не называет компенсацией морального вреда суммы, выплата которых предполагается в силу этого Закона, приведенное выше положение в совокупности с иными нормами Закона позволяет утверждать, что ничем иным «компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» быть не может.В соответствии со ст. 3 Закона о компенсации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд в шестимесячный срок. В то же время в силу ст. 208 ГК РФ на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ (в том числе на требования о компенсации морального вреда) исковая давность не распространяется.Таким образом, Закон о компенсации ввел специальные нормы, которые отныне будут подлежать применению к отношениям по поводу компенсации морального вреда в случаях причинения такого вреда длительным судебным разбирательством в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, длительным неисполнением судебного акта, длительным досудебным производством по уголовным делам. (
Комментарий к статье 16

Консультации юриста к комментариям ст. 16 ГК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • В Белорусии есть такой закон совершеннолетия=). . после 16 можно оформить совершенно летие по согласию родителей...т,к, я сейчас на украине, то живу по . Вопрос есть ли такой закон на Украинским законамкраине?
    • Ответ юриста:
      в Украине не знаю, в РФ есть (п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса) РФ, законодательство стран СНГ, в принципе похожеПри отсутствии согласия родителей объявить несовершеннолетнего полностью дееспоосбным несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ст. 287 ГПК РФ)
  • какие преимущества получения паспорта в 16 лет на украине? какие преимущества получения паспорта в 16 лет на украине?
    • Ответ юриста:
      смотря что, вы подразумеваете под приемуществами. . как вариант: самостоятельный выезд за границу...: ) ст. 313 Гражданского Кодекса Украины определено, что физическое лицо которое достигло шестнадцати лет, имеет право на свободный самостоятельный выезд за границы Украины... .
  • С 17.12.08 по 01.01.09 - 15 дней, а если по банковским то по 16.01.09 вкл.- ?когда я могу подать заявление?. 17 декабря 2008 я приобрел в магазине телефон. Аппарат мне не понравился и я его решил вернуть в магазин обратно, причём ещё до нового года, но мне отказалисославшись на собственную политику торговли... Дома-то я поштудировал кодексы, иубедился в законности своих действий. Но вот сроки в связи с новогодними праздникамименя как-то теперь смущают. Честно говоря я малость не уверен в расчётах. Возврат (согласно ст.18) осуществляется в течении 15 дней.А после этих дней - доказывать существенность недостатков... Спорить-растягивать(Так вот, это значит в течении 15 рабочих (или банковских) дней. (Сбербанк начинает работать с 11.01.09 + рабочие дни банка - с Пн. по Пятн.)Получается срок истекает 16-го в Пятницу ? _____________Буду Вам Очень Признателен За Помощь и Дельные Советы )_______________________________________________________________________________________________________ Всех с Наступившем "Новым" )
    • Ответ юриста:
      Считают календарные дни, т. е. последний день срока, как вы и подсчитали, приходится на 01.01.2009, однако в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса РФ - Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.Таким образом - последний день срока придется на 11 января 2009 года
  • Пересечение границы Украина - Россия. Вопрос такой)Девушке 16 лет, что ей надо чтобы приехать в Россию погостить пару недель?нужно ли согласие родителей?нужен ли сопровождающий?
    • Ответ юриста:
      Во - 1, согласно ст. 313 Гражданского кодекса Украины, лица достигшие 16 лет имееют право на свободное передвижение, в том числе и выезд за границу. Так что никакого согласия и сопровождение не нужно. Для пересечения границы ей достаточно внутреннего паспорта гражданина Украины. Во-2, 1 января 2005 года в соответствии с Соглашением между Украиной и Россией в БЕЗВИЗОВОМ режиме граждане Украины смогут находиться на территории РФ без регистрации до 90 дней. Т. е. по приезду её нигде регистрировать не нужно, ей достаточно на руках иметь свой паспорт и миграционную карту (которую выдадут на границе таможенники).
  • подскажите пожалуйста.. мне 16 лет, могу ли я выехать в Польщу с Украины на 2 недели, без родителей и сопровождающего, какие для нужны документы, и если знаете то сколько приблизительно мне нужно будет денег на документы, и на все остальное.
    • Ответ юриста:
      Согласно ст. 313 Гражданского Кодекса Украины ..."Физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, имеет право на свободный самостоятельный выезд за пределы Украины.. . " Если Вы, выезжает за границу самостоятельно, то Вам необходимо оформить только "Проездной документ ребенка"(образец на фото).. . Порядок его получения предусмотрен Законом Украины "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины"...
  • Ярослав Романцов
    какая ответствееность у глаы местной администрации, который не отвечает на письменное обращение
    • Ответ юриста:
      Привет! порядок рассмотрения обращений регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" цитата: Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений 1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. так что не всё так безнадежно! нужно добивать этого лентяя
  • Даниил Лось
    Я торгую на базаре крупами (сахар, мукой, кашами), у меня фасованный товар, имеет ли право ко мне приходить санэпидемстанция?. это же не скоропортящиеся продукты
    • Да. . .проверить сроки и место хранения (чтоб на стеллаже хранился товар, а не на газетке или нидай Бог без нее, и чтоб грязная тряпочка не лежала на пакете с мукой или окурки ёжиком не торчали)) ) и главное сан. книжку...
  • Михаил Пошехонов
    Заповедь "не убий".А бывает ли так, чтобы ей можно было пренебречь?! и еще. Почему сам Бог убивал?!
    • все заповеди можно оспорить но христиан не хочу обижать) Заповедь "не убий". отменяется если убиваешь с библией в руках. Бог-Судия. Он имеет право наводить порядок. Исход 20:13: " Не убивай... " Здесь «убивать» подразумевает преднамеренное и...
  • Илья Сальцов
    жек не ответрил в установленне сроки на письменное заявление, какую ответственность за это наступает?
    • Да никакая! Читайте КОАП. Может на штрафчик потянет. Только кто этим будет заниматься? - Полиция, Прокуратура? У нас над ЖЭКом идет ГУиС Пишите в Жилищную Инспекцию, местную власть.
  • Вадим Лихохвостов
    Вопрос по уголовному делу!. Если уголовное дело,рассмотренное в особом порядке судебного разбирательства. Дело прекращено в связи с примирением сторон по ст 25 и 76 упк рф Могут ли свидетели подать на подсудимого гражданский иск для возмещения ущерба? Если да,то какого ущерба(материального,морального)? Суть в том что от следственных действий (очные ставки, экспертизы, следственные эксперименты) свидетели получили эмоциональную травму и финансовые затраты... Что можно взыскать в этом случае с подсудимого, в отношении которого прекратили дело за примирением? Я так понимаю что от процессуальных издержек он избавлен...
    • Ответ юриста:
      примирение сторон=это не реабилитируещее основание для перкращения уголовного дела-факт престпления налицо-невороятное стечение обстоятельств-нанесение моральной травмы свидетелю-вообще скажу вам-свидетествовать это ОБЯЗАННОСТЬ гражданина-так что с моральныи иском он идет нафиг-а процесуальнрые издержки (малопонятные финансовые затраты) -тожене могут входит в возмещение ущерба-ибо повторяется вариант с обязаностью свидетеля