Комментарий к ст 239 ТК РФ. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 39] [Статья 239]
В ст. 239 ТК определено содержание таможенной процедуры переработки на таможенной территории, применяемой в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза ЕврАзЭС с целью их переработки на этой территории и последующего вывоза за ее пределы.ТК предусматривает три вида таможенных процедур, используемых для таможенного регулирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с целью их последующей переработки:1) переработка на таможенной территории (гл. 34 ТК);
2) переработка вне таможенной территории (гл. 35 ТК);3) переработка для внутреннего потребления (гл. 36 ТК).На таможенные процедуры переработки распространяются общие положения о таможенных процедурах, установленные в гл. 29 ТК. Порядок применения таможенных процедур переработки в условиях функционирования Таможенного союза установлен нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации основным внутренним источником правового регулирования таможенных процедур переработки является Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (рассматриваемым процедурам посвящены гл. 31 - 33), в Республике Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь (§ 3, 4 гл. 19) <379> и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373 "О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь", в Республике Казахстан - Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (гл. 40 - 42). Правовая регламентация таможенных процедур переработки в рамках таможенного союза соответствует принципам и положениям Специального приложения F Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотской конвенции) <380>.--------------------------------
<379> В действующей в настоящее время редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрены только два таможенных режима переработки - переработка на таможенной территории и переработка вне таможенной территории. Кроме того, используемая в Таможенном кодексе РБ категория "таможенный режим" вместо установленной в ТК категории "таможенная процедура" для обозначения "совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами" указывает на незавершенность процесса унификации терминологии национального законодательства государств - членов Таможенного союза с терминологией ТК. При этом стоит отметить, что в силу п. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" для целей применения таможенного законодательства Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, обеспечивающих реализацию требований этого законодательства, до приведения таможенного регулирования в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза термин "таможенный режим" равнозначен термину "таможенная процедура" в значении, определенном ТК. Кроме того, в целях реализации положений ТК в п. 2.29 названного акта Президент РБ приказал Правительству Республики Беларусь определить перечень товаров, которые могут быть помещены под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, тем самым фактически дополнив таможенное законодательство Республики Беларусь о таможенном деле данной таможенной процедурой.<380> СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений).Федеральным законом от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" (Российская газета. 2010. N 253) Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года (СЗ РФ. 2011. N 32). Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Киотской конвенции объем обязательств Российской Федерации при присоединении к ней ограничен рамками Генерального приложения, Специальные приложения Конвенции могут приниматься Россией дополнительно.Членами Киотской конвенции также являются Республика Беларусь (Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 10 апреля 2011 года) и Республика Казахстан, ратифицировавшая документ с оговорками еще в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур").Основными отличительными характеристиками каждого вида таможенной процедуры переработки являются:- статус товаров, используемых в соответствии с таможенной процедурой переработки;- место осуществления операций по переработке;- объем льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, применению мер нетарифного регулирования, иных запретов и ограничений, включая т.н. защитные меры (специальные, компенсационные, антидемпинговые), предоставляемых в связи с перемещением товаров, подлежащих переработке, через таможенную границу Таможенного союза.Для целей таможенного законодательства категорией "переработка" охватывается целый ряд операций, составляющих производственный процесс собственно переработки (обработки), изготовления или ремонта товаров для переработки и направленных на возникновение новых, ранее не существовавших в качестве объектов таможенного регулирования товаров, носящих название продуктов переработки (или компенсирующих продуктов согласно терминологии Киотской конвенции). Данное общее положение приобретает характер допущения в отношении продуктов переработки, получаемых при ремонте товаров (в т.ч. восстановления, замены запасных частей), помещенных под таможенную процедуру переработки. Производственный процесс переработки также может сопровождаться образованием отходов, производственных потерь и остатков товаров, не подвергшихся операциям по переработке.Согласно п. 1 ст. 239 ТК переработка на таможенной территории представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза. При совершении операций по переработке иностранных товаров также могут использоваться товары Таможенного союза (п. 3 ст. 239 ТК).Согласно п. 2 ст. 239 ТК статус иностранных товаров распространяется не только в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки, но и в отношении продуктов переработки.В международной практике основное назначение таможенной процедуры переработки на таможенной территории заключается в создании правовой базы для регулирования такой разновидности внешнеэкономических сделок, как толлинговые операции. Толлинг (англ. tolling) - переработка иностранного давальческого сырья <381>, ввозимого на территорию государства, где будет осуществлена переработка, с условием последующего вывоза готовой продукции за рубеж.--------------------------------
<381> В соответствии с п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года N 119н, давальческие материалы (сырье) - это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.Для толлингера, т.е. собственника (владельца) товаров для переработки, преимуществом данной таможенной процедуры выступает полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также запрет на применение мер нетарифного регулирования в связи с импортом товаров. Для переработчика - дополнительная загрузка производственных мощностей при отсутствии необходимости увеличения собственного оборотного капитала.Кроме того, таможенная процедура переработки на таможенной территории создает благоприятные условия для выполнения организациями-экспортерами своих обязательств перед иностранными контрагентами по гарантийному обслуживанию, в т.ч. ремонту, продукции, поставленной по внешнеэкономическим сделкам.С целью повышения эффективности и действенности таможенной процедуры переработки на таможенной территории стандартное правило 5 гл. 1 Специального приложения F Киотской конвенции устанавливает расширенный круг лиц, имеющих право на импорт товаров с применением данной процедуры, запрещая ограничивать его только собственниками ввозимых товаров. Данная норма нашла отражение в законодательстве государств - членов Таможенного союза (например, ч. 2 ст. 244 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").Как отмечалось, ключевой особенностью таможенной процедуры переработки на таможенной территории является предоставление 100%-й льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов при условии соблюдения обязательного требования о вывозе продуктов переработки с таможенной территории в установленный срок. В Киотской конвенции предусмотрены два механизма освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов - условно-беспошлинный (гл. 1 Специального приложения F) и механизм возмещения (гл. 3 Специального приложения F).При условно-беспошлинном механизме товары, помещаемые под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, изначально не облагаются импортными пошлинами и налогами ввиду того, что продукты переработки подлежат экспорту за рубеж. Ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате только в случае, если продукты переработки не вывезены с таможенной территории до истечения срока переработки товаров.Механизм возмещения (или таможенная процедура возврата) предполагает полный или частичный возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных в связи с ввозом товаров для переработки на таможенную территорию, при их вывозе с этой территории. В стандартном правиле 4 гл. 3 Специального приложения F Киотской конвенции закреплена дополнительная гарантия того, что в выплате возврата не может быть отказано в случае, если на момент импорта товаров для внутреннего потребления импортер не уведомил таможенные органы о своем намерении потребовать возврат при экспорте. Однако когда импортер делает такое уведомление, экспорт компенсирующих продуктов не становится для него обязательным.В ТК с целью применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории предусмотрен условно-беспошлинный механизм освобождения от ввозных таможенных пошлин и налогов.Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию государств - членов Таможенного союза отражены в следующих актах национального законодательства. Для Российской Федерации - в подп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ указано, что при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 185 НК РФ при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается в том случае, если продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.Для Республики Казахстан - согласно подп. 6 п. 1 ст. 255 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других платежах в бюджет" освобождается от НДС импорт товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан в таможенных процедурах, устанавливающих освобождение от уплаты налогов. Аналогично в подп. 4 п. 2 ст. 299 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других платежах в бюджет" указано, что освобождаются от уплаты акциза подакцизные товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, если такое освобождение предусмотрено на территории Республики Казахстан в рамках таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, за исключением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.Для Республики Беларусь освобождение от исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории предусмотрено п. 5 ст. 165 Таможенного кодекса Республики Беларусь.