Комментарий к ст 46 ТК РФ. Содержание и структура соглашения
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 7] [Статья 46]
Киотская конвенция рассматривает возможность обмена информацией между таможенными администрациями как одну из основ гармонизации таможенных процедур (стандарт 7.4).В ТК также закрепляется такая возможность и устанавливается, что порядок такого обмена между таможенными органами государств - членов Таможенного союза определяется международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза (абз. 1 ст. 46 ТК) <93>.--------------------------------
<93> См.: упомянутые выше Соглашения между государствами - членами ТС в сфере использования информационных систем и технологий.
Также в ТК закрепляется, что порядок и условия обмена информацией таможенных органов государств-членов с третьими странами и с международными организациями определяется на уровне национальных законодательств государств - членов Таможенного союза (абз. 1 ст. 46 ТК).Эти нормы представляются сформулированными слишком широко, то есть без учета специфики регулирования главы 4 ТК. В результате они могут вступать в конкуренцию с нормами главы 17 ТК (см. комментарий к ней), в соответствии с которыми обмен информацией прямо включен в состав мероприятий, составляющих взаимную административную помощь (п. 2 ст. 123, ст. 124 ТК).При соотнесении предметов регулирования ст. 46 ТК и ст. 124 ТК необходимо учитывать, что в любом информационном обмене есть как минимум два ключевых вопроса:1) состав информации, которая может быть передана таможенной администрации иностранного государства (содержательная составляющая);2) технология передачи этой информации (технологическая, инфраструктурная составляющая).Решение именно этих двух вопросов определяет все иные составляющие того, что обозначено в ТК общими словами "определение условий и порядка обмена информацией" (например, какие органы передают информацию, в какие сроки, с применением каких процедур и т.д.).В главе 4 ТК должны определяться положения в рамках инфраструктурной составляющей обмена информацией, то есть положения об использовании информационных систем и технологий для обмена информацией.Примером конкретной нормы, которую можно было бы включить в главу 4 ТК, является установление положения о необходимости согласования технических условий обмена информацией в соглашении о взаимодействии таможенных органов. Вопросы о составе информации, порядке ее запроса и получения относятся к предмету главы 17 ТК об обмене информацией в рамках взаимодействия между таможенными органами.Также более конкретной нормой, определяющей технологическую (инфраструктурную) основу обмена информацией, является положение п. 5 ст. 43 ТК, согласно которому для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии. С точки зрения юридической техники представляется более корректно включить эту норму в ст. 46 ТК, поскольку именно интеграция информационных систем Таможенного союза позволит обеспечить качественно иной уровень обмена информацией между таможенными органами государств - членов Таможенного союза.В настоящее время решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 19 ноября 2010 г. N 60. Согласно этой Концепции основные задачи создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза связаны с созданием систем и технологий, необходимых для обмена информацией между таможенными органами. В частности, к задачам этой системы отнесены:- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;- создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;- организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ТС;- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов Таможенного союза области внешней и взаимной торговли.Уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза согласно решению Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60 определены:- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь <94>;--------------------------------
<94> Официальный сайт Министерства связи и информатизации Республики Беларусь: http://www.mpt.gov.by/.- Министерство связи и информации Республики Казахстан <95>;--------------------------------
<95> Официальный сайт Министерства связи и информации Республики Казахстан: http://mci.gov.kz/main/.- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации <96>.--------------------------------
<96> Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: http://minkomsvjaz.ru/.Таким образом, положения об интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза имеют непосредственное отношение к обмену информацией между таможенными органами государств - членов Таможенного союза, поскольку определяют создание основного элемента инфраструктуры такого обмена.