Комментарий к ст 85 ТК РФ. Утратила силу.
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 85]
В ТК сохранилась сложившаяся еще в рамках национального таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза традиция, предполагающая детальную регламентацию указанных общественных отношений. Так же как и в ранее действовавшем Таможенном кодексе Российской Федерации (2003 года) и аналогичных законодательных актах Республики Казахстан и Республики Беларусь, в ТК обеспечение уплаты таможенных платежей стало предметом регулирования отдельной главы (ст. ст. 85 - 88 ТК). Такой подход отражает ту особую роль, которую играют обеспечительные меры в качестве гарантий законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.Возможность применения мер, обеспечивающих уплату таможенных пошлин, налогов, - это важная гарантия исполнения юридических обязанностей, составляющих содержание таможенных правоотношений. Установленные в п. 1 ст. 86 ТК способы обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей представляют собой индивидуально-правовые гарантии формирования у плательщика имущественной заинтересованности в надлежащем исполнении своих обязанностей. Так, наличие такой заинтересованности обусловлено тем, что при нарушении обеспечиваемой обязанности уплата таможенных пошлин, налогов производится за счет предоставленных в обеспечение денежных средств или иного имущества, либо на плательщика возлагаются дополнительные обременения.В случаях, предусмотренных ТК международными договорами, иными актами Таможенного союза, национальным законодательством государств - членов Таможенного союза, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Порядок и общие условия обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленные в главе 12 ТК, в целом соответствуют тому порядку обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и иных обязательных платежей, который предусмотрен в национальном законодательстве о налогах и сборах государств - членов Таможенного союза.
Рассматриваемый институт изначально был заимствован из гражданского права, для которого он является традиционным со времен Древнего Рима. Об этом свидетельствуют такие обеспечительные меры, как банковская гарантия, залог имущества и поручительство, к которым гражданское законодательство применяется в субсидиарном порядке. В связи с гражданско-правовыми корнями рассматриваемого института для главы 12 ТК характерна большая степень диспозитивности, нежели для других институтов таможенного права, о чем в частности свидетельствует п. 2 ст. 86 ТК, в соответствии с которым плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в п. 1 ст. 86 ТК.В ст. 85 ТК установлены общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, такие как основания применения обеспечительных мер (п. 1), условия освобождения от обязательств по обеспечению уплаты таможенных платежей (п. 2), субъекты применения обеспечительных мер (п. п. 3 - 5), условия возврата (зачета) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 6).В соответствии с п. 1 ст. 85 ТК исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит обеспечению в следующих случаях:- применение таможенной процедуры таможенного транзита при перевозке товаров (глава 32 ТК);- изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 83 ТК);- помещение товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории (глава 35 ТК);- выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (ст. 198 ТК);- иные случаи, предусмотренные ТК, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.Таким образом, содержащийся в п. 1 ст. 85 ТК перечень оснований для применения обеспечительных мер является открытым, т.е. может дополняться ТК, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.Так, в дополнение приведенного перечня в силу ТК обеспечение уплаты таможенных пошлин производится в случаях:- включения юридического лица в реестр таможенных представителей при условии, что у таможенного представителя обязанность по внесению таможенных платежей возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов (ст. 13, п. 4 ст. 367 ТК);- включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков(ст. 19 ТК);- присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора (ст. 39 ТК);- отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения в отношении товаров (подп. 1 п. 2 ст. 63 ТК);- помещения товаров под таможенную процедуру при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения (подп. 2 п. 2 ст. 63 ТК);- выпуска товаров в случае, если дополнительная таможенная проверка не может быть проведена в установленные сроки (ст. 69 ТК);- выпуска до подачи таможенной декларации товаров, определенных в ТК (п. 3 ст. 197 ТК).Рассматривая национальный уровень правового регулирования, следует также отметить основания применения обеспечительных мер, не предусмотренные ТК. В России кроме случаев, предусмотренных в ТК и в международных договорах, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в случаях:- условного выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;- выпуска товаров при проведении дополнительной проверки;- помещения товаров под таможенные процедуры таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза;- осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны, если это установлено международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенной процедуры свободной таможенной зоны.При этом Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", как и ТК, предусматривает открытый перечень оснований для применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В силу п. п. 5 и 7 ч. 2 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется при осуществлении лицами деятельности в сфере таможенного дела в случаях, предусмотренных названным законом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим законом, иными федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.В Республике Казахстан кроме случаев, предусмотренных ТК и международными договорами, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в случаях:- замены иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами;- периодического таможенного декларирования;- осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика или таможенного представителя.В отличие от законодательства Российской Федерации о таможенном деле перечень оснований применения обеспечительных мер, предусмотренный в п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", является закрытым (исчерпывающим), т.е. казахское таможенное законодательство не допускает иные случаи обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таким образом, в Республике Казахстан применяются основания обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанные в ТК, международных договорах, в п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".В Республике Беларусь, так же как и в Российской Федерации, законодатель пошел по пути установления открытого перечня оснований применения обеспечительных мер. В силу п. 2 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь исполнение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов до наступления срока исполнения налогового обязательства по их уплате обеспечивается: в случае предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики БеларусьПоскольку сам институт обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов имеет гражданско-правовые корни, соответствующие нормы таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза содержат отдельные диспозитивные нормы, предусматривающие возможность применения обеспечительных мер в зависимости от воли участников таможенных правоотношений. Так, в силу ч. 3 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено для целей выпуска товара в случае непоступления и (или) поступления не в полном объеме уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на счет Федерального казначейства и (или) счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.В п. 2 ст. 85 ТК предусмотрены обстоятельства, при которых обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется. Например, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения. Данный перечень также является открытым и допускает иные случаи, предусмотренные ТК и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. В этой связи следует отметить, что аналогичные нормы закреплены и в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза. Так, например, в силу п. 4 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется: 1) если суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляют в эквиваленте менее пятисот евро по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов - на день принятия таможенным органом решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, если иное не установлено Таможенным кодексом Республики Беларусь; 2) в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.Особое значение ст. 85 ТК имеют п. п. 3 - 5, посвященные субъектам, на которых может быть возложена обязанность по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов.В п. 3 ст. 85 ТК определяется активный субъект правоотношения, связанного с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов, т.е. лицо, на которое может быть возложена соответствующая обязанность. В силу общего правила таким лицом, производящим обеспечение уплаты таможенных платежей, является плательщик. Однако предусматривается и исключение, связанное с установлением дозволения, в силу которого обеспечение уплаты таможенных платежей может быть произведено и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых применяются обеспечительные меры, если иное не установлено ТК.В п. 4 ст. 85 ТК определяются пассивные участники правоотношений, связанных с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов, т.е. те лица (таможенные органы), которым предоставляется такое обеспечение. По общему правилу такими лицами признаются таможенные органы, осуществляющие выпуск товаров. Указанная норма предусматривает также исключения из общего правила. Так, в частности, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться:- таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения - при применении процедуры таможенного транзита при перевозке товаров в силу п. 5 ст. 85 ТК;- нескольким таможенным органам государства - члена Таможенного союза в случае принятия таможенными органами генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (часть вторая п. 1 ст. 87 ТК).При определении пассивного участника правоотношений по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов (таможенного органа) также следует учитывать положения главы 3 ТК, в которой установлен порядок взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеторговой деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, в том числе по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может предоставляться в денежной или натуральной форме. Так, таможенное законодательство таможенного союза и государств - его членов предусматривает возможность предоставление таможенному органу залога. При этом непосредственный предмет залога может не передаваться на хранение таможенного органа, но при этом (применительно к Российской Федерации) силу ч. 4 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предмет залога в течение всего периода действия соответствующего договора должен находиться на территории Российской Федерации. При предоставлении обеспечения в денежной форме могут использоваться как безналичные расчеты (общее правило), так и в исключительных случаях - наличные денежные средства. Так, по общему правилу, соответствующие денежные средства зачисляются на счет, предусмотренный международными договорами и национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, например, в силу ч. 1 ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов вносятся на счет Федерального казначейства. Физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, денежные средства, предоставляемые в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, также могут быть внесены в кассу соответствующего таможенного органа.Согласно п. 5 ст. 85 ТК при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства - члена Таможенного союза. В данном случае следует учитывать положения Соглашения от 21 мая 2010 года "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров", в соответствии с которым таможенные органы государств - членов Таможенного союза взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. В силу ст. 3 указанного Соглашения документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных платежей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, зарегистрированный и выданный таможенным органом государства - участника данного Соглашения, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему обеспечение.Общие условия применения возврата (зачета) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены в п. 6 ст. 85 ТК. В частности, к ним относятся:- исполнение обеспечиваемой обязанности;- отсутствие обеспечиваемой обязанности в связи с ее невозникновением.